На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Русский художник Филипп Андреевич Малявин.

МАСТЕР "КРАСНОГО". Филипп Малявин.

22 октября исполнилось 145 лет со дня рождения русского художника
Филиппа Андреевича Малявина.

Малявин Филипп Андреевич.Автопортрет.

Фили́пп Андре́евич Маля́вин — русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Родился: 22 октября 1869 г., Оренбургская область
Умер: 23 декабря 1940 г., Ницца, Франция

Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя по его русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных. Когда смотришь на портрет отца художника, именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.


Малявин Филипп Андреевич.«Портрет А.И. Малявина, отца художника» (1898)

В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца. Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств. Было это в 1892 году. Беклемишев вспоминал: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Соучениками Малявина по репинской мастерской были И. Э. Грабарь, К А Сомов, А П. Остроумова – Лебедева.


Малявин Филипп Андреевич.Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря, 1895
Игорь Грабарь, однокашник Малявина по Академии, впоследствии писал: «Из старичков — учеников старой Академии, унаследованных новой, резко выделялись своими блестящими талантами... Ф.А. Малявин».


Малявин Филипп Андреевич.Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, 1896


Малявин Филипп Андреевич. Портрет художника К.А.Сомова. 1895.


Филипп Малявин. «Больная», 1897 год (Портрет Е. Мартыновой)

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской принесли ему известность.


Малявин Филипп Андреевич .«Крестьянская девушка с чулком» (1895)


Малявин Филипп Андреевич .За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной. 1895


Малявин Филипп Андреевич. Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой. 1898
Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.


Ф.Малявин. Смех.1899

Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину. Малявина обвинили в бессюжетности, отсутствии какой-либо идеи, в небрежной манере письма и других грехах. Знаменитый критик Стасов назвал смеющихся женщин шекспировскими «ведьмами из «Макбета», а всю изображенную сцену – «анафемской». Так что звание художника Малявин получил не за скандальную картину «Смех», а за портретную живопись. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства.

В начале 1900-х годов появились портреты, в которых Малявин очень точно схватил характеры несколько фатоватого С. Дягилева, сосредоточенного М. Нестерова, часто задумчивого И. Репина.


Портрет Дягилева

Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. Он женился, купил усадьбу в живописном месте под Рязанью и вплоть до 1920-х годов почти безвыездно жил здесь и рисовал своих знаменитых крестьянских женщин.


Ф.А.Малявин. Три бабы.1902
В 1902 году Малявин пишет картину "Три бабы" (1901-1902). О картине Малявина «Три бабы», В.В.Розанов скажет:
«...Самая замечательная из фигур, однако, правая. Это она придала красный, огненный колорит картине...Бабу эту ничто не раздавит, а она собою раздавит. Баба эта — Батый. От нее пошло, «уродилось», все грубое и жестокое на Руси, наглое и высокомерное. Вся «безжалостная» Русь пошла от нее. Тут — и Аракчеев, тут — и опричнина Грозного, и все худое...».
Он сумел изобразить необузданную народную стихию через самое хрупкое и слабое – русских баб. Сила женской природы в сочетании с необузданным русским темпераментом завораживает.


«Девка» (1903)


"Баба в желтом» 1903)


Малявин Филипп Андреевич .Баба. 1903

1903 год стал особенно плодотворным для художника. В это время им были созданы три лучших произведения – «Девка», «Баба в желтом», и «Баба». Женский крестьянский тип стал особенно любимым и привлекательным для него. Его «девки» и «бабы» со страстными лицами, пламенеющими взглядами, полные здоровья, красоты и молодости в нарядных цветастых сарафанах писались темпераментным экспрессивным мазком с поистине монументальным величием. Изображая их во весь рост на вертикальных холстах, композиционно располагая фигуру так, что она заполняла почти все пространство, и используя точку зрения снизу, он добивался еще большей монументальной выразительности. В этих портретах, при сохранении индивидуальных качеств, проступает больше обобщенное, типическое и народное. Об этом очень точно писал Грабарь: «Его «мужики» и «бабы» – не просто портреты и этюды и даже не характеры только и не типы, а целый мир совсем особенный, никем до того не замеченный, им одним высмотренный. Он воплотил их в странных образах, сотканных из элементов до жуткости реальных, почти осязательных и в тоже время фантастических, превращающих «девок» и «баб» в каких-то загадочных, сверкающих необыкновенными красками фей».


Ф.Малявин "Вихрь"
В 1905 году Малявиным было написано самое большое полотно «Вихрь».
«Вихрь» — один из самых эмоциональных сюжетов, описанных Филиппом Малявиным. Сопоставленные друг с другом по контрасту красный-синий в костюмах молодых женщин создают объемность и осязаемость образов, полноту жизни. Луг, на фоне которого танцуют крестьянки еще более усиливает контрастность красного. Красный связывали с плодородием, с землей, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. Этому символизму цвета нас учат иконы. Не случайно мастер «красного» Филипп Малявин в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учится в Петербург.


Вихрь (фрагмент)
Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.
Красные крестьянки в его картинах светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.


Малявин Ф. Бабы. 1905
Даже с большого расстояния эта картина привлекает наше внимание размашистой манерой исполнения. Своим интенсивным колоритом и ярким узорочьем она напоминает пестрый ковер.
В 1906 году «за известность на художественном поприще» Ф.А.Малявина удостоили звания академика. В этом году же году он отправился вторично в путешествие за границу и долго жил в Париже, посещая музеи и художественные выставки. Возвратившись домой он приступил к работе над большим семейным портретом, получившим название «Портрет автора с семьей». Эта картина экспонировалась на 8-й выставке Союза русских художников в Москве в 1911 году, и для нее был устроен специальный вернисаж. Однако, семейный портрет, над которым художник работал неожиданно долго, почти всех разочаровал.


Малявин Филипп Андреевич. Автопортрет с женой и дочерью. 1911 г.
В 1910-х мастер создал сравнительно немного картин. По-прежнему важное место в его живописи занимали женские образы («Две девки», 1910-е; «Верка», 1913). Многие работы середины – второй половины 1910-х годов отмечены таинственным и недобрым настроением. В те же годы написан и ряд портретов стариков – больных и ущербных («Старуха», 1915).


Две девки. 1910.


Филипп Малявин. Верка. 1913.


Малявин Филипп Андреевич .Бабы. (Зеленая шаль). 1914

С 1922 года художник жил за границей. Малявину разрешили выехать во Францию для «устройства собственной выставки». Он жил в Париже, и выставка действительно состоялась в 1924 году и прошла с большим успехом. Современники вспоминают, что художник активно пытался встроиться в чуждую среду и непривычную жизнь. Вплоть до Второй мировой войны Малявин пишет графические и живописные работы, которые неизменно посвящает русской тематике, есть у него и пейзажи, пишет он и заказные портреты. Но до вершин начала своей карьеры художник больше никогда не поднимался. Некоторые искусствоведы связывают это с тем, что Малявин, по сути, не имел какого-либо общего образования, не было у него глубоких знаний в области мировой культуры, его творчество во многом строилось интуитивно, базируясь на бурном темпераменте. Многие говорили, что мастерство Малявина не получило за границей дальнейшего развития и как бы замерло в какой-то точке… В воспоминаниях Федора Шаляпина читаем: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»


Ф. Малявин. Автопортрет. 1940 г. – последний автопортрет художника.
Сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства» .
Но за границей художник много работал, проходили его выставки по всей Европе, работы хорошо продавались. Европейские города: Прага, Белград, Лондон, Стокгольм, Париж с радостью принимали персональные выставки Ф.А. Малявина. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами. А иностранные зрители проникали в тайну русской души.
Для зарубежного периода особенно характерны картины с элементами гротеска, легкой деформации формы. Они запечатлели героинь в действии – в танце, в пении, на качелях. Появлялись и окрашенные юмором композиции («Продавец платков», 1920-30-е).


Ф.А.Малявин. "Продавщица шали".


Ф.А. Малявин. Песня


Ф.А. Малявин.На качелях


Филипп Малявин. Фарандоль 1926 г.

Отдельные картины продолжали линию мрачноватых произведений второй половины 1910-х годов. В них Малявин обращался к миру деревенских кликуш и прорицателей судеб («Старуха», 1927; «Предсказатель», 1925).


Ф. Малявин.Старуха. 1927г.


Ф. Малявин. Предсказатель.1925

Были и лишенные черт гротеска, отмеченные монументальностью образов произведения («Русские бабы», 1920-е). Часто Малявин помещал своих героинь на фоне широкого пейзажа, где неизменно изображались крепкие крестьянские дома и церковь.


Ф. Малявин.«Русские бабы», 1920-е.

Вновь в творчестве мастера большую роль играл портрет. В предвоенные годы Малявин-портретист был широко известен в Европе. Среди его моделей были король Швеции Густав V, королева Югославии Мария, экс-премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж.
Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, он был задержан оккупационными властями, его допрашивали, приняв за шпиона, правда, потом отпустили. Художник испытал серьезный стресс, пешком прошел пол-Европы, добираясь до Ниццы, где он в то время жил. Организм семидесятилетнего Малявина не выдержал, и 23 декабря 1940 года он умер.


Филипп Малявин . Филипп Малявин. Пляшущая баба

Символизм красного, одного из самых выразительных цветов в истории искусства находит особенное прочтение в картинах Филиппа Малявина.
Яркие платья, развивающиеся от ветра и движения, как полыхающий свет, воодушевленные лица олицетворяют торжество и славу, огонь и силу русской души, запечатленной в этих запоминающихся навсегда, поражающих воображение образах. Красный — цвет огня, символизирующий одновременно свет и тепло и пожар страсти, радость жизни и, вместе с тем, скорбь и печаль. Красный в старину воспринимался как прекрасный, красивый, но за этим «красным» праздником, на пределе счастливого вдохновения души, видится и другая — обратная сторона крестьянской жизни, трудность которой женщины разделяли в полной мере со своими мужьями.


Малявин Филипп Андреевич . Баба 1916 –

Другие работы художника:


Ф.Малявин. Ню в шляпе из цветов.


Ф.Малявин. Даная


Филипп Малявин Портрет Александры Балашовой 1924 г.


Филипп Малявин .Портрет скульптора Беклемишева


Филипп Малявин . Автопортрет

http://maxpark.com/communit...
http://www.ikleiner.ru/lib/...
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх