Владимир Волошин предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

красота

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)

развернуть

 

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Николай Константинович Рерих (фото)


Фамилия Рерих, а точнее, Рёрих (Roerich) — именно так она писалась до начала ХХ века — имеет северогерманские корни. Ее вариантами являются древние княжеские имена Рерик, Рюрик. В Россию первые Рерихи попали из Швеции и из Риги в эпоху Петра I и Анны Иоанновны.
Детство художника прошло в ингерманландском поселении Извара под Петербургом. Вероятно, этимология слова Извара восходит к финскому iso vaara «большая гора, холм». Пророческое название. Гималайские горы в будущем станут одним из ведущих мотивов в его творчестве. Учился Николай в Петербурге в мастерской А.И.Куинджи, впоследствии он напишет: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни».
Север играл особую роль в жизни мастера. Н.Рерих был неоднократно в Финляндии.
Первый раз Н.Рерих побывал в Финляндии в 1899 году в поиске сюжетов картин и материалов о викингах. Идея поездки родилась не без влияния картин знаменитого финна, иллюстратора "Калевалы", лидера финского неоромантизма Аксели Галлен-Каллела. Их знакомство позже перерастёт в дружбу, Аксели очень поможет Николаю в 1918-ом году, когда Рерих окажется непонятым финскими властями. Впечатления поездки оформились в известной картине «Заморские гости», в сказках и сагах о викингах, написанных в древнескандинавском стиле.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
«Заморские гости».

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Рерих Н.К. Варяжский путь. 1907 г.

Второе знакомство с Финляндией состоялось в 1907 году. В этот год Николай чуть не погиб вместе с женой своей Еленой Рерих. Ранней весной они на санях пересекали замерзшее озеро под Выборгом, вдруг они заметили, что лёд проваливается, лошадь почуяла опасность и понеслась, порой продавливая лёд под собой. «Вода текла в сани, и всё принимало безысходный вид.. Среди пережитых опасностей крепко помнилось это финское озеро», - вспомнит художник в своём дневнике. Лето 1907-го года Н.Рерих и его жена с двумя детьми провели в Финляндии. И время это было плодотворным. Написаны картины: «Заклятие земное», изображает ритуал охоты, «Пляска», радует хороводом девушек на древнем празднике. Созданы 8 этюдов: «Вентила», «Нислот.Савонлинна», «Пункахарью», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола».

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Н.К.Рерих . Седая Финляндия. 1907г.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Пунка -Харью. Этюд. 1907 г.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Нейшлот. Олафсборг . 1906

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Вянтили. Финляндия .1907

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Камни. (Берег озера Пирос [Эскиз]. 1910-е

Под впечатлением от Финляндии с 1906 по 1910 г. Н.К. Рерих пишет ряд картин, посвященных теме походов и быта викингов: «Бой», «Могила викинга», «Триумф викинга», «Песнь о викинге», «Дочь викинга», «За морями земли великие», «Варяжское море». В последней картине, возможно, изображен момент сватовства норвежского конунга Харальда Сурового к дочери Ярослава Мудрого Елизавете. Варяжским в старину называли Балтийское море.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Бой . 1906
Еще задолго до поездки в Финляндию Рерих задумал серию картин "Викинг". К 1907 г. была уже написана картина "Бой", которую Бенуа назвал "подлинной поэтической страницей". " ... среди бурления волн суда варягов с красными парусами и расписными боками. И, кажется, точно дерутся не люди, ... но самые эти корабли, - чудовищные деревянные рыбы", - писал он.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Песнь о викинге. 1907
В картине "Песнь о викинге" художник создал образ северянки, одиноко ждущей на берегу возвращения своего воина из дальнего похода. В ее печальном взоре, в неуверенной позе чувствуются подлинный трагизм и безысходность. Кажется, что женщина с картины прощается даже с надеждой на встречу.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Могила викинга.1908

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Дочь викинга. 1910

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Варяжское море (Выступление в поход) .1910

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Триумф викинга . 1908-1910
На картине"Триумф викинга", где изображена могила воина, северянка не дождется своего героя уже никогда.
В это же время художник проявляет интерес к старинным финским храмам, он подчёркивает своеобразие финской настенной живописи; фантастические орнаменты, птицы, звери напоминают ему наскальные рисунки Севера – «в них чувствуется... время, когда христианство наложило руку на священный шамаизм». Статьями о стенописи он хотел добиться проведения реставрационных работ в финских каменных храмах. Предположительно, суть интереса Н.Рериха к Северу в раскрытии самых древних, самых глубоких пластов времени, того времени, когда ковался дух Севера, когда народ и Природа жили вместе. В этот период камни на картинах Николая начинают понемногу оживать, в некоторых картинах он в буквальном смысле придает скалам человеческие очертания. Любовь к древним легендам, преданиям отозвалась в картине «Чудь под землю ушла» (1913).

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Чудь под землю ушла (Чудь подземная). 1913
Возможно, это центральная работа в отношении Финляндии и Севера. Предание гласит о северном народе, ушедшем жить под землю. Аналогичное предание будет найдено Рерихом на Алтае. Это одна из ниточек, которая приведёт его в Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы. Современный исследователь Тибета, профессор Э.Мулдашев, пишет о скрытых пещерах, в которых находится генофонд человечества – представители всех человеческих рас, живших на Земле. Не этот ли народ ушёл под землю?

В 1916 году Н.Рерих вновь оказывается в Финляндии, тяжёлое заболевание лёгких привело его на лечение в Сортавалу. Дело опять доходит до смертельной опасности, 1 мая 1917 года он пишет завещание. К счастью, кристально чистый воздух исцеляет художника. Создаются десятки пейзажей о Финляндии и Карелии, в том числе: «Юхинлахти», «Озеро Хюмпола», «Ладожское озеро», «Тулола».

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Озеро [Карельский пейзаж].1917
Изрезанность берега, изломанность границы между водой и сушей как бы усиливает противоположность двух стихий. Вся смысловая нагрузка пейзажа сосредотачивается на этой четко очерченной границе, контрастно разделяющей природу.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Юхинлахти. 1917

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Карельский пейзаж. Скалы. Тулола. 1918

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Карельский пейзаж. Ладожское озеро. 1918

Поездка на Валаам даёт всплеск творчеству, рождаются «Святое озеро», «Святой остров», «Столпник".

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Николай Константинович Рерих. Святой остров. (1917)
Святой остров - это остров Валаам. Раз это святой остров, на нем живут святые люди. И действительно, каждый камень на картине являет лицо духовного человека или ребенка. Справа можно рассмотреть лики двух святых с ореолами. Остров на картине, как маленькая планета, которая принимает высоко духовных людей, но а тех, кто еще не готов, волны отбрасывают, сносят.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Николай Константинович Рерих. Святое озеро. (1917)
«Ездили на Валаам. Посещали скиты на островах, особенно меня поразили схимники. Раз в год они собирались в подземном храме у реки Преп. Сергия и Германа для службы.»

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Рерих Н.К. Столпник. 1918.
Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.)

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Сортовальские острова. 1917

В 1906 году Н.К.Рерих был недалеко, на Ладоге, очень полюбил эту реку и считал ее рекой святости. Много его картин посвящено Ладоге. А в 1916 году, в связи с затяжным воспалением легких по совету врачей жил с семьей в г. Сартавала: "Люб мне здешний край. Мои скалы, мои леса, озера и мхи. Много подлинных зовов земли... На острове - мы. Наш старый дом. Ключ от храма - у нас. Наша пещера. Наши и скалы, и сосны и чайки. Наши звезды - над нами. Остров наш обойдем",- писал художник в статье "Улыбка твоя" в 1918 году.
Н.К.Рерих родился и вырос в Петербурге и с детства пронес в своем сердце любовь к северному краю, к его торжественной и сдержанной красоте. Эта любовь выразилась и в стихах и в картинах.
Л.Андреев называл его поэтом Севера, а его стихи - "Северным сиянием." В повести "Пламя" главный герой говорит: "Вообще, помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Надо подойти к Северу бед предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?"

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
«Утес» (1917)

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
«Зимний пейзаж» (1918)

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
"Берег" 1919 г.

Под впечатлением от Финляндии пишется таинственная сюита картин «Героика», предвосхитившая дальнейший жизненный путь Рерихов, их великую миссию. Сюита "Героика" состоит из семи картин:
1. "Клад захороненный", 2. "Зелье нойды", 3. "Приказ", 4. "Священные огни", 5. "Ждут", 6. "Конец великанов", 7. "Победители клада".

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Клад захороненный. 1917
"Клад захороненный" - это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая колдунья - "нойда". Но люди получают "Приказ": разыскать клад.

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Приказ. 1917

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
«Вечное ожидание» (1917)
В картине "Вечное ожидание", написанной в 1917 году в Сортавале, Рерих изображает четырех людей на берегу сурового озера. Рядом маленькая избушка без окон, с двускатной крышей, на двери — секирообразный замок, возможно, это хлебный амбар, который строили возле усадьбы. На одном из камней — причудливое растение. Оно художником не прописано, только обозначено фантастическим темно-розовым цветом, и непонятно — то ли это низкорослое дерево, то ли кустарник. Высокой стеной окружают людей синие скалы. Что за этими скалами? Какой мир — спокойный или бушующий? Как его отголоски, его посланники, появляются на небе пестрые облака, их стремительное движение вносит в жизнь побережья смятение и тревогу. Люди смотрят в даль озера. Чего они ждут? Вестника. Вестей из того мира, что скрыт от них каменной грядой".
В тиши Сортавалы Николай Константинович испытал и всю тяжесть томительной неизвестности. Письма и газеты приходили все реже. Известий из России почти не было, о событиях в Петрограде он мог только догадываться. Но даже при всей своей неконкретности стихи и картины Рериха передают то духовное напряжение, которым жил народ в 1917 году. Чувством ожидания проникнуто все литературное и живописное творчество мастера этого периода.
На пути немало опасностей, но они преодолены, и об этом оповещает "Конец великанов" - демонов зла в скандинавской мифологии. В последней картине - "Победители клада" выносят огненное сокровище из горных ущелий...

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)
Победитель клада (На горной тропе) . 1917

Успешно проходят выставки в Хельсинки, Стокгольме, Копенгагене.
Большой успех ожидал выставку картин Рериха в 1918-ом году в Хельсинки. К.Г.Маннергейм лично послал приветствие Николаю Константиновичу. Практически все скандинавские критики увидели в его работах своё, родное. Онни Окконен прямо назвал Николая русско-скандинавским художником. На фоне восторга финнов, шведов, норвежцев практически отсутствовала реакция представителей России. Из письма к Л.Андрееву: «..Русская колония в Гельсингфорсе – хлам, почти вся хлам! Когда Маннергейм, случайно не могший попасть на выставку, прислал привет и пожелания успехов, - мне стало неприятно, ибо весь русский особый Комитет (по делам Русских в Финляндии) отсутствовал..» С писателем Л.Андреевым художника связывала духовная близость, оба они оказались отрезанными от России, оба переживали это. Особенно тяжко было Андрееву: вне России ему не писалось, он трагически ощущал потерю своих корней, был душевно опустошён.
«Один факт того, что Вы здесь»,- пишет Л.Андреев Рериху, – «в том же кругу ада – сделал этот ад не таким угрюмым и чёрным. Ведь я живу за границей не только в смысле территориально-политическом, но и в отношении душевном, а Вы для меня свой». В апреле 1919-го Н.Рерих вместе с семьёй отбывает в Стокгольм, оттуда в Лондон, а в сентябре Л.Андреев, друг Николая Константиновича, умирает, его хоронят в Финляндии. В конце сороковых его прах перенесут на Волково кладбище.

Не попади Н.К. Рерих на Восток, в истории искусства он остался бы певцом Севера.
Финляндию Рерих всегда вспоминал с большой теплотой. В книге «Держава Света» (1931) художник писал: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самосознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни… Истинно слово «культура» близко и легко произносимо на финской земле».

http://click.my.mail.ru/redir?u=http%3A%2F%2Fgallery.facets....


Источник →

Опубликовал Владимир Волошин , 11.10.2014 в 22:40
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Natalia Reznik (Иванович)
Natalia Reznik (Иванович) 25 января 17, в 20:31 замечательный материал и изложено хорошо. Картины - супер! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Читать

Поиск по блогу

Люди

15 пользователям нравится сайт vladimir71.mirtesen.ru

Последние комментарии

Исай_Шпицер
Olga Aleksandrova
Olga Aleksandrova
Евгений Чубров
Исай_Шпицер
Natalia Reznik (Иванович)
Виктория Sh.
Обожаю его голос и песни. Второго такого не будет. Очень жаль,
Виктория Sh. ДЕМИС РУССОС — ЧЕЛОВЕК - ЭПОХА!
hilka бу
Надежда- Сумина
Инна Волкова