На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)

 

Н.К. Рерих – певец Севера (к 140-летию со дня рождения)


Николай Константинович Рерих (фото)

Фамилия Рерих, а точнее, Рёрих (Roerich) — именно так она писалась до начала ХХ века — имеет северогерманские корни. Ее вариантами являются древние княжеские имена Рерик, Рюрик. В Россию первые Рерихи попали из Швеции и из Риги в эпоху Петра I и Анны Иоанновны.
Детство художника прошло в ингерманландском поселении Извара под Петербургом. Вероятно, этимология слова Извара восходит к финскому iso vaara «большая гора, холм». Пророческое название. Гималайские горы в будущем станут одним из ведущих мотивов в его творчестве. Учился Николай в Петербурге в мастерской А.И.Куинджи, впоследствии он напишет: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни».
Север играл особую роль в жизни мастера. Н.Рерих был неоднократно в Финляндии.
Первый раз Н.Рерих побывал в Финляндии в 1899 году в поиске сюжетов картин и материалов о викингах. Идея поездки родилась не без влияния картин знаменитого финна, иллюстратора "Калевалы", лидера финского неоромантизма Аксели Галлен-Каллела. Их знакомство позже перерастёт в дружбу, Аксели очень поможет Николаю в 1918-ом году, когда Рерих окажется непонятым финскими властями. Впечатления поездки оформились в известной картине «Заморские гости», в сказках и сагах о викингах, написанных в древнескандинавском стиле.


«Заморские гости».


Рерих Н.К. Варяжский путь. 1907 г.

Второе знакомство с Финляндией состоялось в 1907 году. В этот год Николай чуть не погиб вместе с женой своей Еленой Рерих. Ранней весной они на санях пересекали замерзшее озеро под Выборгом, вдруг они заметили, что лёд проваливается, лошадь почуяла опасность и понеслась, порой продавливая лёд под собой. «Вода текла в сани, и всё принимало безысходный вид.. Среди пережитых опасностей крепко помнилось это финское озеро», - вспомнит художник в своём дневнике. Лето 1907-го года Н.Рерих и его жена с двумя детьми провели в Финляндии. И время это было плодотворным. Написаны картины: «Заклятие земное», изображает ритуал охоты, «Пляска», радует хороводом девушек на древнем празднике. Созданы 8 этюдов: «Вентила», «Нислот.Савонлинна», «Пункахарью», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола».


Н.К.Рерих . Седая Финляндия. 1907г.


Пунка -Харью. Этюд. 1907 г.


Нейшлот. Олафсборг . 1906


Вянтили. Финляндия .1907


Камни. (Берег озера Пирос [Эскиз]. 1910-е

Под впечатлением от Финляндии с 1906 по 1910 г. Н.К. Рерих пишет ряд картин, посвященных теме походов и быта викингов: «Бой», «Могила викинга», «Триумф викинга», «Песнь о викинге», «Дочь викинга», «За морями земли великие», «Варяжское море». В последней картине, возможно, изображен момент сватовства норвежского конунга Харальда Сурового к дочери Ярослава Мудрого Елизавете. Варяжским в старину называли Балтийское море.


Бой . 1906
Еще задолго до поездки в Финляндию Рерих задумал серию картин "Викинг". К 1907 г. была уже написана картина "Бой", которую Бенуа назвал "подлинной поэтической страницей". " ... среди бурления волн суда варягов с красными парусами и расписными боками. И, кажется, точно дерутся не люди, ... но самые эти корабли, - чудовищные деревянные рыбы", - писал он.


Песнь о викинге. 1907
В картине "Песнь о викинге" художник создал образ северянки, одиноко ждущей на берегу возвращения своего воина из дальнего похода. В ее печальном взоре, в неуверенной позе чувствуются подлинный трагизм и безысходность. Кажется, что женщина с картины прощается даже с надеждой на встречу.


Могила викинга.1908


Дочь викинга. 1910


Варяжское море (Выступление в поход) .1910


Триумф викинга . 1908-1910
На картине"Триумф викинга", где изображена могила воина, северянка не дождется своего героя уже никогда.
В это же время художник проявляет интерес к старинным финским храмам, он подчёркивает своеобразие финской настенной живописи; фантастические орнаменты, птицы, звери напоминают ему наскальные рисунки Севера – «в них чувствуется... время, когда христианство наложило руку на священный шамаизм». Статьями о стенописи он хотел добиться проведения реставрационных работ в финских каменных храмах. Предположительно, суть интереса Н.Рериха к Северу в раскрытии самых древних, самых глубоких пластов времени, того времени, когда ковался дух Севера, когда народ и Природа жили вместе. В этот период камни на картинах Николая начинают понемногу оживать, в некоторых картинах он в буквальном смысле придает скалам человеческие очертания. Любовь к древним легендам, преданиям отозвалась в картине «Чудь под землю ушла» (1913).


Чудь под землю ушла (Чудь подземная). 1913
Возможно, это центральная работа в отношении Финляндии и Севера. Предание гласит о северном народе, ушедшем жить под землю. Аналогичное предание будет найдено Рерихом на Алтае. Это одна из ниточек, которая приведёт его в Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы. Современный исследователь Тибета, профессор Э.Мулдашев, пишет о скрытых пещерах, в которых находится генофонд человечества – представители всех человеческих рас, живших на Земле. Не этот ли народ ушёл под землю?

В 1916 году Н.Рерих вновь оказывается в Финляндии, тяжёлое заболевание лёгких привело его на лечение в Сортавалу. Дело опять доходит до смертельной опасности, 1 мая 1917 года он пишет завещание. К счастью, кристально чистый воздух исцеляет художника. Создаются десятки пейзажей о Финляндии и Карелии, в том числе: «Юхинлахти», «Озеро Хюмпола», «Ладожское озеро», «Тулола».


Озеро [Карельский пейзаж].1917
Изрезанность берега, изломанность границы между водой и сушей как бы усиливает противоположность двух стихий. Вся смысловая нагрузка пейзажа сосредотачивается на этой четко очерченной границе, контрастно разделяющей природу.


Юхинлахти. 1917


Карельский пейзаж. Скалы. Тулола. 1918


Карельский пейзаж. Ладожское озеро. 1918

Поездка на Валаам даёт всплеск творчеству, рождаются «Святое озеро», «Святой остров», «Столпник".


Николай Константинович Рерих. Святой остров. (1917)
Святой остров - это остров Валаам. Раз это святой остров, на нем живут святые люди. И действительно, каждый камень на картине являет лицо духовного человека или ребенка. Справа можно рассмотреть лики двух святых с ореолами. Остров на картине, как маленькая планета, которая принимает высоко духовных людей, но а тех, кто еще не готов, волны отбрасывают, сносят.


Николай Константинович Рерих. Святое озеро. (1917)
«Ездили на Валаам. Посещали скиты на островах, особенно меня поразили схимники. Раз в год они собирались в подземном храме у реки Преп. Сергия и Германа для службы.»


Рерих Н.К. Столпник. 1918.
Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.)


Сортовальские острова. 1917

В 1906 году Н.К.Рерих был недалеко, на Ладоге, очень полюбил эту реку и считал ее рекой святости. Много его картин посвящено Ладоге. А в 1916 году, в связи с затяжным воспалением легких по совету врачей жил с семьей в г. Сартавала: "Люб мне здешний край. Мои скалы, мои леса, озера и мхи. Много подлинных зовов земли... На острове - мы. Наш старый дом. Ключ от храма - у нас. Наша пещера. Наши и скалы, и сосны и чайки. Наши звезды - над нами. Остров наш обойдем",- писал художник в статье "Улыбка твоя" в 1918 году.
Н.К.Рерих родился и вырос в Петербурге и с детства пронес в своем сердце любовь к северному краю, к его торжественной и сдержанной красоте. Эта любовь выразилась и в стихах и в картинах.
Л.Андреев называл его поэтом Севера, а его стихи - "Северным сиянием." В повести "Пламя" главный герой говорит: "Вообще, помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Надо подойти к Северу бед предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?"


«Утес» (1917)


«Зимний пейзаж» (1918)


"Берег" 1919 г.

Под впечатлением от Финляндии пишется таинственная сюита картин «Героика», предвосхитившая дальнейший жизненный путь Рерихов, их великую миссию. Сюита "Героика" состоит из семи картин:
1. "Клад захороненный", 2. "Зелье нойды", 3. "Приказ", 4. "Священные огни", 5. "Ждут", 6. "Конец великанов", 7. "Победители клада".


Клад захороненный. 1917
"Клад захороненный" - это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая колдунья - "нойда". Но люди получают "Приказ": разыскать клад.


Приказ. 1917


«Вечное ожидание» (1917)
В картине "Вечное ожидание", написанной в 1917 году в Сортавале, Рерих изображает четырех людей на берегу сурового озера. Рядом маленькая избушка без окон, с двускатной крышей, на двери — секирообразный замок, возможно, это хлебный амбар, который строили возле усадьбы. На одном из камней — причудливое растение. Оно художником не прописано, только обозначено фантастическим темно-розовым цветом, и непонятно — то ли это низкорослое дерево, то ли кустарник. Высокой стеной окружают людей синие скалы. Что за этими скалами? Какой мир — спокойный или бушующий? Как его отголоски, его посланники, появляются на небе пестрые облака, их стремительное движение вносит в жизнь побережья смятение и тревогу. Люди смотрят в даль озера. Чего они ждут? Вестника. Вестей из того мира, что скрыт от них каменной грядой".
В тиши Сортавалы Николай Константинович испытал и всю тяжесть томительной неизвестности. Письма и газеты приходили все реже. Известий из России почти не было, о событиях в Петрограде он мог только догадываться. Но даже при всей своей неконкретности стихи и картины Рериха передают то духовное напряжение, которым жил народ в 1917 году. Чувством ожидания проникнуто все литературное и живописное творчество мастера этого периода.
На пути немало опасностей, но они преодолены, и об этом оповещает "Конец великанов" - демонов зла в скандинавской мифологии. В последней картине - "Победители клада" выносят огненное сокровище из горных ущелий...


Победитель клада (На горной тропе) . 1917

Успешно проходят выставки в Хельсинки, Стокгольме, Копенгагене.
Большой успех ожидал выставку картин Рериха в 1918-ом году в Хельсинки. К.Г.Маннергейм лично послал приветствие Николаю Константиновичу. Практически все скандинавские критики увидели в его работах своё, родное. Онни Окконен прямо назвал Николая русско-скандинавским художником. На фоне восторга финнов, шведов, норвежцев практически отсутствовала реакция представителей России. Из письма к Л.Андрееву: «..Русская колония в Гельсингфорсе – хлам, почти вся хлам! Когда Маннергейм, случайно не могший попасть на выставку, прислал привет и пожелания успехов, - мне стало неприятно, ибо весь русский особый Комитет (по делам Русских в Финляндии) отсутствовал..» С писателем Л.Андреевым художника связывала духовная близость, оба они оказались отрезанными от России, оба переживали это. Особенно тяжко было Андрееву: вне России ему не писалось, он трагически ощущал потерю своих корней, был душевно опустошён.
«Один факт того, что Вы здесь»,- пишет Л.Андреев Рериху, – «в том же кругу ада – сделал этот ад не таким угрюмым и чёрным. Ведь я живу за границей не только в смысле территориально-политическом, но и в отношении душевном, а Вы для меня свой». В апреле 1919-го Н.Рерих вместе с семьёй отбывает в Стокгольм, оттуда в Лондон, а в сентябре Л.Андреев, друг Николая Константиновича, умирает, его хоронят в Финляндии. В конце сороковых его прах перенесут на Волково кладбище.

Не попади Н.К. Рерих на Восток, в истории искусства он остался бы певцом Севера.
Финляндию Рерих всегда вспоминал с большой теплотой. В книге «Держава Света» (1931) художник писал: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самосознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни… Истинно слово «культура» близко и легко произносимо на финской земле».

http://click.my.mail.ru/redir?u=http%3A%2F%2Fgallery.facets....

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх