На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Париж Константина Коровина

Париж Константина Коровина

«Моя единственная мечта - вернуться на Родину, хочу умереть в России».(Коровин К.А.,Париж,1926 г. Из воспоминаний Сарьяна М.С.)


«Так вот они, французы. Светлые краски, вот это так... Много и такого, что и у нас, но что-то есть еще и совсем другое. Пювис-де-Шаванн - как это красиво! И импрессионисты - у них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве». – напишет молодой художник Константин Коровин в 1887 году, впервые приехав в Париж.

Константин Коровин. Париж, 1893

В 1892-1893гг. состоялась вторая поездка Коровина в Париж,куда он отправился в поисках творческих впечатлений. Столица Франции в те дни переживала нашествие молодых художников со всей Европы. Коровин близко сошелся с новой европейской знаменитостью - шведом Андерсом Цорном. Возможно, по его совету выставлялся в Лондоне в 1893 году, но работал мало, больше смотрел. Отпечаток тех дней несет картина "В мастерской художника", выдержанная в изысканной серой гамме, передающей свежесть серебристого парижского света, льющегося в высокое окно, и холодноватую неуютность ателье.

В мастерской художника. 1892

В 1893 году Коровин выступил с картиной "Au petit matin" на выставке Салона (эту работу мне найти не удалось). .Картина имела большой успех у зрителей выставки, который крайне обрадовал его друзей в России. В это же время появляются первые картины художника, открывающие серию работ,посвященных столице Франции.

Парижское кафе. 1890-1900

Парижское кафе. 1890-е г.г.

После дождя. Париж. 1897

В 1896 году, по материалам поездки на Север России Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Нижегородский павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За эту работу Коровин был награжден двумя серебряными, двумя золотыми медалями и орденом Почетного легиона. К художнику приходят мировое признание и слава, его произведения экспонируются во многих городах Европы, а одной из любимых тем в творчестве художника становится Париж.

Париж. Сена. 1902

Париж Бульвар Капуцинок 1902 ГТГ

Парижский бульвар. 1902

Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника- его парижские работы наиболее импрессионистичны. Художник мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров.

Париж ночью после дождя. 1900

Ночная улица. Париж. 1902

Париж. Утро. 1906

Париж ночью. 1911

Бульвар в Париже. 1912

В 1900-х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами

Париж. 1907

Париж. Кафе де ля Пэ. 1906

Серия картин, получившая название "Парижские огни", поистине романтична. Глядя на ночные парижские пейзажи Коровина, зритель погружается в таинственную атмосферу жизни города с его ярко освещенными витринами, разноцветными огнями фонарей, создающими пестрый калейдоскоп света и теней. Искусственное освещение городских улиц уже само по себе усиливает момент зрелищности, придавая вполне реальному мотиву некоторую фантастичность

4

3

22

25

17

Вид с балкона или из окна дает возможность подчеркнуть, что зритель не участвует здесь в открывающейся перед его глазами городской суете точно так же, как сидящий в театре не участвует в том, что происходит на подмостках сцены Безусловно, прав Александр Бенуа, который уже в тридцатые годы понял эту страсть Коровина «передавать свои впечатления от парижской улицы и в особенности от ее ночной жизни. А разве это тоже не чудесный театр, к которому мы слишком привыкли, так как видим его каждодневно, но который на самом деле составляет едва ли не самый чарующий спектакль нашего времени? Не должен ли такой спектакль особенно пленить художника, для которого театр и жизнь, жизнь и театр были всегда равнозначащи...»

Париж ночью. Итальянский бульвар. 1908

Париж. Бульвар Капуцинок. 1911

Paris_anagoria 1912 ГТГ

В 1921 и 1922 годах в Москве состоялись первые персональные выставки Коровина. В условиях обострившейся борьбы течений, споров о новом, советском искусстве, они не имели должного резонанса. Положение творческой интеллигенции резко ухудшалось. Таланты раздражали. Какое-то время они тянули, надеясь, что все наконец образуется. Но и жить, и работать становилось все сложнее. Первым в 1922 году уехал за границу на очередные гастроли, а потом, оказалось, навсегда Шаляпин. В 1923 году покинул Россию и Коровин, получив, как писали газеты, приглашение от дирекции парижской Grand Opera занять место художника-декоратора. По совету А.В. Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына-инвалида, улучшить здоровье которого могут в парижских клиниках, переезжает в Париж. Коровин, как и Шаляпин, уезжал с мыслью, что едет ненадолго… Здесь же, в Париже, должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили, и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу. При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, На потребу больных ностальгией русских эмигрантов он создает картины на русские темы, пишет пейзажи, праздники, русских красавиц...Он разрабатывает в живописи старые темы, пишет натюрморты с розами, рыбами, часто обращается к видам Парижа. В Берлине (1923) и позже в Париже им было устроено несколько персональных экспозиций, он участвовал в групповых выставках русских художников, однако в атмосфере смены направлений в искусстве и моды интерес к произведениям стареющего мастера постепенно утрачивался.

Париж утром. 1920-е

Париж. Уличное кафе

Как театральный художник, Коровин продолжает работать для театра. Оформляет спектакли в известных театрах Европы и Америки: балет "Дон Кихот" для гастролей Анны Павловой в лондонском Ковент-Гардене; оперу "Золотой петушок" для театра в Турине; "Севильского цирюльника" для гастролей Шаляпина в Англии и США; "Снегурочку" и "Князя Игоря" для Русской оперы в Париже... Находясь в 1925 году в Турине, во время работы над декорациями к "Золотому петушку", он писал Красину: "Я прихожу к себе в гостиницу поздно ночью и падаю от усталости... Сколько я дней и ночей проработал в своей жизни, считая с 20-ти лет - сначала у Мамонтова, потом Большой театр. А сколько выставок, и что же? Я ведь хотел все работать свое, то есть то, к чему я пришел в живописи. Ведь, это моя музыка, мое искусство - я его люблю, ... и я не могу им заниматься, так как работаю теперь по крайней моей нужде". Коровин мечтает, отработав очередной контракт, вернуться домой, в Россию. Но деньги на жизнь кончаются раньше, чем заканчивается работа. Снова нужно заключать контракт, и нет денег для всей семьи на обратную дорогу.

Лунная ночь. Париж

Монмарт вечером. 1930-е г.г.

Высоко ценимый в кругу знакомых как рассказчик, здесь он пробует себя и утверждается в роли мемуариста. В русских газетах Парижа в течение десятилетия печатались его очерки-воспоминания о России, о ее природе и людях, об учителях и друзьях. Не единожды писал Коровин пронзительные ностальгические письма знакомым: "Надеюсь приехать в Россию... С великим счастьем вспоминаю Россию, и своих друзей, и природу, и снег, и дождик, и небо серое, и траву-ковыль, и избушку, и дым из трубы в мастерской своей в Охотине, и друзей-охотников". И, постоянно надеясь вернуться, молил приятеля: "Угол мой в Охотине защити". Художник страшно расстраивался, когда его стали называть в печати "эмигрантом" - "я с разрешения уехал за границу и попал в тяжелые условия - надо же иметь сердце."

Café de la Paix à Paris 1939

15

Paris Boulevard ранее 1939

Вечерняя заря. Париж

Коровин так и не сумел войти в жизнь Франции. Он любил Париж любовью гостя и очень тосковал по дому.

Художник скончался в Париже 11 сентября 1939 года и был погребен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх