На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Коноваленко В.В. Во власти камня.

Коноваленко В.В. Во власти камня.

Василий Васильевич Коноваленко (1929-1989) - украинский и русский скульптор и ювелир, создатель серии уникальных скульптурных миниатюр в жанре камнерезно-ювелирного искусства (объемная флорентийская мозаика), а также выдающихся произведений чисто-ювелирного искусства (в технике перегородчатой эмали).

Василий Коноваленко за работой. Фотография из архива семьи.

Василий Васильевич Коноваленко родился в в Запорожской обл., Акимовский р-н, село Петровка . Он был пятым ребенком в семье, единственным мальчиком. Детство его прошло в шахтерском городе - Донецк . Там он в 1938 году пошел в школу , но началась война и семье пришлось эвакуироваться .
По возвращению из эвакуации Коноваленко учился в Донецком архитектурно-художественном училище и поступает в Донецкий театр оперы и балета учеником художника - декоратора .
И уже через два года получает должность «заведующего бутафорского цеха».Отслужив армию в Балтфлоте , решает окончательно поселиться в Ленинграде .
В двадцать с небольшим лет выиграл конкурс в Мариинский театр. Работал там со знаменитым художником Симоном Вирсаладзе. Уйдя оттуда, стал самостоятельным художником театра с именем (прежде всего на Украине), стал ставить спектакли, такие как известный балет “Каменный цветок”. Он осуществляет собственные постановки в оперных театрах страны


Декорация для балета «Каменный цветок». Эскиз. СССР, 1960 г.Бумага; гуашь, белила, бронзовая краска, лак.Частное собрание, США.


Костюмы аметиста и топаза для балета «Каменный цветок»
Эскиз. СССР, 1960 г.Бумага; гуашь, белила, карандаш, чернила.Частное собрание, США.


Японцы. Костюмы для концерта «Дружба Народов» Эскиз. СССР, 1960 г.
Бумага; гуашь, белила, карандаш, чернила.Частное собрание, США.

Увлекся структурой минералов и захотел сделать свой каменный цветок, как Данила-мастер.


Данилушко. 1959г , Кремень, белореченский кварцит, берилл, кахолонг, жемчуг, агат, яшма, малахит, мрамор, золото, серебро; резьба по камню, шлифовка, полировка, мозаика, выпиловка, монтировка.Музей «Самоцветы», Москва.



В начале творческого пути Василию Коноваленко приходилось преодолевать сопротивление твердого камня, самому нащупывать методы создания объемных самоцветных скульптур, практически забытые с середины 1920- х годов.

Перед вами одна из самых ранних композиций мастера, посвященная теме традиционного русского гостеприимства — «Добро пожаловать». Ленинград, 1959 год.Тигровый глаз, окаменелое дерево, кахо лонг, нефрит, лазурит, шайтанский пере ливт, яшма, белореченский кварцит, об сидиан, агат, джеспилит, кремень, халце дон, аметистовидный кварц, перидотит, синтетические корунды, золотосодержа щий сплав, серебросодержащий сплав, дерево.Музей «Самоцветы», Москва.


Хлеб да соль В.Коноваленко. Ленинград, 1959 г

С конца 1950-х годов стал создавать самоцветные скульптуры (это когда каждая деталь — фигура, волосы, зубы — вырезается из отдельного камня и затем соединяется вместе); в Петербурге это называют блокированной скульптурой, на Урале — объемной мозаикой).



Это стало делом жизни, он ушел от сценографии и сосредоточился на создании скульптуры. Другая его заслуга в том, что ему удалось вне зависимости от обстановки создать те образы, которые были интересы ему лично.


Прачка




Бражники Ленинград, 1965 г Сапфиры, жемчуг, нефрит, яшма, халцедон, сердолик, лазурит, кремень, агат, кварц, белореченский кварцит, кахолонг, окаменелое дерево, обсидиан, пурпурин, золото, серебро, недрагоценный металл; резьба по камню, волочение, выпиловка, монтировка. Гохран России, Москва.

К 1959 году появляются первые шедевры камнерезной скульптуры, но Василию Коноваленко не дают возможности выставить скульптурные работы .

Ликбез, Ленинград, 1960-е гг.
Жемчуг природный, яшма, змеевик, нефрит, халцедон, сердолик, порфирит, кахолонг, кварц, обсидиан, чароит, родусит, офиокальцит, оникс, гранит, скарн, окаменелое дерево, кремень, пурпурин, недрагоценный металл; резьба по камню, флорентийская мозаика, волочение, монтировка.
Гохран России, Москва.

Ликбез - единственная работа . где замысем скульптора совпал с советской идеологией.


Осталось в заготовках. Многим хотелось видеть вождя на субботнике.

Наконец, в 1973 году (Коноваленко — 44 года) состоялась первая персональная выставка скульптуры — камнерезного искусства .




Бабушка и дедушка Ленинград, 1963 гЛазурит, яшма, кремень, лабрадорит, нефрит, кахолонг, окаменелое дерево, белореченский кварцит, агат, жемчуг, гранит, пурпурин, серебро, медь; резьба по камню, шлифовка, Полировка, волочение, монтировка.


Воин Ленинград, 1961 г.Бирюза, нефрит, кахолонг, белореченский кварцит, шокшинский кварцит, агат, кремень, халцедон, лазурит, яшма, алмаз, золото, серебро; резьба по камню, шлифовка, полировка, волочение, выпиловка, монтировка.Музей «Самоцветы», Москва.


Дедушка, груздь! Ленинград, 1972 г. Беломорит, кахолонг, мрамор, малахит, яшма, кварцит, обсидиан, белореченский кварцит, пирротин, халькопирит, жемчуг, нефрит, жадеит, кремень, халцедон, чароит, мраморный оникс, диабаз, серебро; резьба по камню, шлифовка, полировка, мозаика, волочение, прокат, выпиловка, монтировка.
Музей «Самоцветы», Москва.


Запорожец. Москва, 1979 г.Обсидиан, белореченский кварцит, беломорит, яшма, родусит, сердолик, берилл, мрамор, малахит; резьба по камню, шлифовка, полировка, мозаика, волочение, выпиловка, монтировка, токарные работы, насечка.Музей «Самоцветы», Москва.


Земфира. Ленинград, 1973 г.Золото, бирюза, жемчуг, перламутр, мраморный оникс, аметист, яшма, белореченский кварцит, кварц морион, агат; резьба по камню, шлифовка, полировка, волочение, монтировка.Музей «Самоцветы», Москва.


На мормышку. Ленинград, 1967 г.Агат, нефрит, обсидиан, лазурит, флюорит, льдистый кварц, окаменелое дерево, гематит, кварцевые щетки, кремень рисунчатый, лабрадорит, кахолонг, белореченский кварцит, яшма, диабаз, золото, серебро.Музей «Самоцветы», Москва.

На постаменте из льдистого кварца закинул удочку рыбак в тулупе из пятнистого агата. Белесые пятна на агате Василий Коноваленко оставил неполированными, чтобы создать иллюзию замерзшего снега на сыром тулупе.



На рыбалку. Ленинград, 1956 г.Обсидиан, белореченский кварцит, дымчатый кварц, джеспилит (краснополосчатый кварцит), кремень, халцедон, яшма, агат, кахолонг, нефрит, шунгит, окаменелое дерево, коралл, сапфиры, жемчуг, золото, серебряный сплав.Музей «Самоцветы», Москва.


Разлука, ты разлука .Ленинград 1967. Одна из драматичный работ В. Коноваленко. Ленинград, 1967 .Агат, нефрит, кахолонг, яшма, обсидиан, белореченский кварцит, синтетическая шпинель, синтетический сапфир, родусит, окаменелое дерево, кремень, перидотит, бирюза, гранит, золото; резьба по камню, шлифовка, полировка, выпиловка, монтировка.Музей «Самоцветы», Москва.


Сказка о рыбаке и рыбке. Москва, 1976 г.Бронза, нефрит; литье, монтировка.Частное собрание, США.


Сказка о рыбаке и рыбке. Нью Йорк, 1987 г.Нефрит, кварц, агат, яшма, кахолонг, обсидиан, кораллы, серебро, медь,сапфиры.Частное собрание, США


Скорбящая мать Ленинград, 1974 г.Гагат, эпидотовая щетка, лабрадоритовое габбро, яшма, белореченский кварцит; резьба по камню, гравировка, монтировка.

Выставка, проходившая в Русском музее стала сенсацией. Каталог выставки лично составил знаменитый директор Русского музея Василий Пушкарёв, а текст написал Сергей Михалков .
В 1974 году "Огонек" вышел со статьей Сергея Михалкова "Наследник Данилы-мастера". Журнал отвел два разворота под фотографии работ Василия Коноваленко, а создатель гимна и самый большой литературный начальник посвятил ему панегирик с объяснениями, как тонко художник чувствовал камень при создании своих скульптур. "Подарили как-то геологи скульптору-ювелиру кахолонг. Долго присматривался художник к куску камня. И вдруг воображение нарисовало ему контуры ласточки. Надо лишь довести, выявить". Михалкову же мы обязаны и единственной цитатой Коноваленко, растиражированной всеми устроителями выставок и исследователями творчества мастера: "У камня можно учиться живописи".



Коноваленко — теперь признанного скульптора и камнереза — приглашают в Москву на должность главного художника Министерства Геологии и дают возможность создать свою школу-мастерскую «Лаборатория малых скульптурных форм». Он переезжает в Москву. Однако, есть недовольные, что выставку в Русском музее сделали через головы, начинается необоснованное уголовное преследование Коноваленко. Ему «намекают» что надо уникальную коллекцию (оцененные иностранными экспертами в 2 млн. долларов) сделанных работ «подарить» государству, что он делает, и преследование заканчивается .
Положение художника-одиночки, привело к непониманию с властями. В 1981 году (в 52 года) он эмигрировал, взяв с собой только любимую удочку. Следы деятельности эмигранта 1980-х годов были вычеркнуты, стерты в советские годы на родине художника, его имя не упоминалось.

В марте 1984 года в Музее Натуральной Истории Денвера, Колорадо, состоялась выставка Василия Коноваленко. Работы остались в постоянной экспозиции музея.


Странник (старовер) Нью-Йорк, 1982 г. Кахолонг, яшма, бирюза, аметист, тигровый глаз, гелиотроп, белореченский кварцит, рутиловый кварц, агат, карнелиан, сапфиры, рубин, медная и свинцовая руда, золото, серебро; резьба по камню, волочение, монтировка, золочение.
Музей природы и науки Денвера.

Грандиозный успех выставки, мировое признание омрачалось только разрывом с Россией .
В 1989 году Коноваленко начинает переговоры о выставке в России и о возвращении на родину для создания школы камнерезного искусства. Он полон планов и надежд .. но смерть прерывает все .

И вот, задуманная ещё 40 лет назад, первая ретроспективная выставка Василия Коноваленко открылась в Музеях Кремля. (С 1июня по 31 августа 2016г.)


Куратор выставки Татьяна Мунтян.




Монтаж выставки "Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня", которая работает в Одностолпной палате Патриаршего дворца.




Банька










Знойный полдень


Чаевник . Ленинград, 1971 г.
Нефрит, яшма, агат, обсидиан, шокшинский кварцит, белореченский кварцит, жемчуг, окаменелое дерево, золото, серебро; резьба по камню, шлифовка, полировка, литье, выпиловка, токарно-давильные работы, монтировка.
Музей «Самоцветы», Москва.




Бегемот Нью-Йорк, 1987 г.Малахит, бриллианты, рубин, кахолонг, белореченский кварцит, цитрин, золото, серебро; резьба по камню, русская мозаика, выпиловка, чеканка, монтировка.Частное собрание, США.


Маляр


Моржи




" Золотоискатели " . Единственная скульптура не из " российского " быта






Рыбак. Нью Йорк, 1984 г. Окаменелое дерево, белореченский кварцит, зебровая яшма, коричневаяяшма, агат, обсидиан, сапфиры, жемчуг, серебро. Частное собрание, США.


Набор для крюшона, Нью-Йорк 1985

В орнаметнте набора для крюшона зашифрованы многие сюжеты работ Коноваленко


Бражники. Яшма, белоречит, сапфир, эмаль и др. Денверский музей естественной истории (Denver Museum of Nature & Science). Денвер, Коло 2 вариант

В этой скульптурной группе , изображающей трех удалых весельчаков , уникальна не только камнерезная пластика , но посмотрите на этот уникальный корец , изукрашенный эмалью ..закадычные друзья


" Цыган " уникальная проработка деталей , если учесть , что размер фигурок не больше размера " барби " , проработаны даже вены на руке , и перстенек .. -это очень непросто .

Василий Коноваленко сделал почти невозможное. В середине прошлого века практически в одиночку он возродил сложнейшую технику объемной мозаики из твердых самоцветных камней (яшмы, халцедона, родонита, лазурита), которой так славились русские камнерезы конца 19-начала 20 вв. 
 Подобные фигуры делали фирмы К. Фаберже и А. Денисова-Уральского. 
После революции традиция прервалась. Уральские коллеги справедливо говорят, что были эксперименты с объемной мозаикой на Урале — конечно, это каменный пояс, центр камнерезного дела. Были отдельные студенческие эксперименты под руководством мастера Татаурова, работавшего до революции на Императорской гранильной фабрике в Екатеринбурге . Это происходило в советское время после войны, что свидетельствует об огромной любви к камню: только прошла война, еще не восстановилось хозяйство, а на Урале уже открыли камнерезную школу, ныне Уральский техникум “Рифей”. Там Татауров со студентами делал объемные мозаики, но это и ограничилось студенческими работами. Коноваленко же на протяжении тридцати лет создал целую серию работ, насчитывающую многие десятки сложнейших в изготовлении скульптур.
Это было крайне сложно, никто его не учил. Коноваленко дошел своим умом и талантом – так бывает.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх