Фарфор из коллекции музея.
Шедевры музея ИЗО г.Екатеринбург.
Предыдущая запись закончилась иллюстрацией спроса на мейсенский фарфор в аристократических кругах.https://my.mail.ru/communit...
В этом посте,наверное, о самом востребованном направлении творчества мастеров Мейсена – декоративной скульптуре.
«Урок флейты». Статуэтка из собрания ЕМИИ
Во второй половине XVIII века в Мейсене, наряду с посудными формами, развивается жанр декоративной скульптуры. Как правило, это композиции, представляющие очень модные в эпоху рококо пасторальные сцены. Такие скульптуры, часто выполненные в виде обширной серии с каким-либо общим признаком.
Мода на коллекционирование мейсенской скульптурной пластики обусловила широкое тиражирование фигурок. У страстных собирателей они выстраивались в целые ансамбли в особых шкафах-витринах или на открытых горках-этажерках. Наряду с всевозможными амурами и аллегориями, чрезвычайно популярна была детская тема. Играющие на разных музыкальных инструментах малыши пользовались невероятной популярностью.
Мейсенские мастера привносили разнообразие в свои скульптуры за счет очень простых действий: отлитые по одной модели скульптуры затем поступали к разным художникам, в итоге персонажи оказывались, одеты в костюмы разного цвета, а порой даже и разных эпох.
Скульптура «Урок флейты». Германия (Саксония), начало XIX в., по модели 1760-х. Мейсенская фарфоровая мануфактура. По модели Мишеля Виктора Асье (Michel Victor Acier, 1736-1799)
Скульптура из нашего собрания – повторение модели второй половины XVIII века. Первый вариант появился около 1765 года. Сцена «Урок флейты» была создана модельером Мишелем-Виктором Асье под надзором руководителя фабрики Кендлера.
Подобные памятники хранятся во многих музейных собраниях. Так, в собрании Музея Виктории и Альберта находится такая композиция.
Источник фото http://collections.vam.ac.u...
А сейчас перенесемся во Францию, где увидим, что порой хрупкий предмет роскоши может не только радовать глаз, но и рассказать о важных событиях в истории отдельных личностей и целых государств.
Страница из истории французского фарфора. О появлении особого оттенка розового и королевских пристрастиях.
Rose de Pompadour… Или тайны розового цвета
Дань этому увлечению отдала Королевская фарфоровая мануфактура, где создавались шкатулки и предметы мебели, украшенные живописью на фарфоре. Увлечение историей нового короля Франции – Луи-Филиппа – обусловило рост популярности жанра исторического портрета во французском искусстве.
С 1830-х годов начинается издание многотомного иллюстрированного издания, призванного познакомить французов с важнейшими событиями и крупнейшими деятелями в истории страны. В серию гравированных портретов входили воспроизведения портретов монархов и политиков, выдающихся ученых, военных, деятелей культуры. Особое место отводилось портретам самых известных женщин разных эпох.
Луи-Филипп I (1773–1850) – лейтенант-генерал королевства с 31 июля по 9 августа 1830 года, король французов с 9 августа 1830 по 24 февраля 1848 года. За свое неоднозначное правление получил прозвища «король-гражданин» и «король-буржуа», а в последние годы из-за своей тучности – «король-груша». Луи-Филипп I был последним монархом Франции.
Столешница с парадным портретом Людовика XVI и портретами знаменитых женщин Франции.
*Источник фото https://marinni.dreamwidth....
В нашей коллекции находится элегантный комплект из восьми чайных пар, созданный в 30-е–40-е годы XIX столетия на одной из частных фабрик. Название фабрики, к сожалению, пока не расшифровали, но известно, что произведения этих мастеров были удостоены золотой медали на одной из выставок французской промышленности.
Обращает на себя внимание связь с традициями французского королевского фарфора. Во-первых, это необыкновенный элегантный цвет фона – сложный розовый, изобретенный в 1757 году художниками севрской мануфактуры и получивший название в честь одной из основательниц этого производства – rose de Pompadour – «розовый Помпадур».
В 1740 году было начато производство фарфора в Венсене при поддержке Людовика XV и при активном покровительстве маркизы де Помпадур. Спустя 16 лет фабрику переводят в Севр, неподалёку от дворца Бельвю, где жила мадам де Помпадур.
Производство Севрской мануфактуры практически с самого начала отличалось экспериментами в области колорита изделий, изобретения новых фоновых красителей, которые имели нежные тона и изящные названия: «королевский синий», «желтый нарцисс», «яблочно-зеленый», «голубой небесный» и т.д.
Также традициям французского фарфора XVIII века созвучна сложная технология изготовления золоченого орнамента – так называемое «двойное золочение», позволяющее не просто создать орнамент, но и придать ему определенный рельеф, особенно заметный на блюдцах наших чайных пар. И наконец, главное украшение этих произведений – изображения прославивших Францию женщин. Портреты эти выполнены на основании гравюр.
В экспозицию в первую очередь включена чашечка с портретом маркизы Помпадур, потому что без ее стремления вывести Францию на передовые позиции в области создания предметов роскоши и ее страстного увлечения фарфором, скорее всего, Севрская мануфактура не появилась бы на свет, либо появилась, но существенно позднее.
Жанна-Антуанетта Пуассон (1721–1764), более известная как маркиза де Помпадур, была официальной фавориткой французского короля Людовика XV.
Маркиза де Помпадур на протяжении 20 лет оказывала большое влияние на государственные дела Людовика и практически самостоятельно выстраивала культурную политику Франции того времени. Своим умением выглядеть роскошно и при этом естественно маркиза являлась примером стиля жизни для всей Европы того времени.
Также посетитель может увидеть портрет мадам де Ламбаль – близкой подруги королевы Марии-Антуанетты.
Мадам де Ламбаль (1749–1792) была одной из самых известных аристократок Франции.
За свое близкое положение к плененной в ходе Великой французской революции королеве, мадам де Ламбаль была казнена, а ее завитая и напудренная голова была отнесена прямо в замок Тампль, который служил королеве тюрьмой.
На третьей чашечке можно узнать знаменитую французскую куртизанку, писательницу и светскую львицу Нинон де Ланкло.
Нинон (1615/1623–1705) была прославлена своими остроумными высказываниями, которых побаивался даже двор Людовика XIV века.
Как видно, через историю предметов искусства возможно глубже и в более ярких красках прочувствовать ход исторических событий. Сложные политические явления, перипетии личной жизни правящих кругов, высокое положение их фаворитов – все это находит самое яркое отражение в истории искусства.
По этой ссылке можно увидеть интересные столики и др.мебель из фарфора:
https://marinni.dreamwidth....
Свежие комментарии