На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

В Голубом Гроте

В Голубом Гроте

2 сентября 1960 года на Олимпиаде в Риме сразу два бегуна из Новой Зеландии – знаменитый Мюррей Халберг и никому тогда не известный Питер Снелл - стали олимпийскими чемпионами. 



Обоих тренировал Артур Лидьярд, который умел готовить олимпийских чемпионов и рекордсменов мира не на основе допинга, а с помощью самоотрешения на тренировках, позитивного настроя спортсменов, чистой и здоровой новозеландской природы и пищи. 

Но меня интересует то, что произошло в последующие дни, и об этом Питер Снелл рассказал в своей книге.




<<
Артур сказал, что он встретил у себя в отеле одного знакомого австралийца, который завтра собирается на Капри и будет рад, если я составлю ему компанию. Я немедленно согласился.

В его автомобиле мы проехали до побережья в Неаполь и далее последовали в наступивших сумерках вокруг залива мимо Помпеи и Санта-Лючии в Сорренто, где остановились и стали искать ночлег, чтобы, переночевав, отправиться на Капри катером.

Мы нашли приют в гостинице, живописно расположенной, как большинство домов в Сорренто, на утесе. Женщина-портье, говорившая по-английски,– по-видимому, жена хозяина гостиницы,– сказала нам, что для нас найдется дешевая комната, и, после того, как мы заполнили бланки и отдали свои паспорта, провела нас вниз по ступеням в убогую полуподвальную комнату, откуда открывался «очаровательный» вид на блеклую подпорную стену в нескольких футах от окна. Но нас это не огорчило. Мы хотели одного – спать.

Мы свалили в кучу багаж и поднялись наверх за паспортами. Теперь нас приняли совсем по-другому. Портье смотрела на нас с интересом. Очевидно, она сумела связать имя и фотографию на моем паспорте со своими наблюдениями во время телевизионной передачи днем раньше.

В результате нам была предоставлена одна из лучших комнат в гостинице с изумительным видом на залив и при этом за те же самые деньги, которые мы должны были отдать за полуподвал. «Таковы,– сказал я себе,– первые плоды успеха». Это было очень приятно.

Потом мы отправились на Капри, где, счастливый, я бродил в шортах и с фотоаппаратом. Одной из достопримечательностей острова является знаменитый Голубой Грот. Этот грот я считаю настоящим мошенничеством. Это просто большая пещера, в которой свет отражается от голубой воды снизу вверх. Это зрелище ничто по сравнению с нашим Вайтомо.
>>


Я попал на Капри ровно через полвека после Снелла. Сравнить Голубой Грот - Grotta Azzurra с новозеландским Вайтомо в этой жизни я не рассчитывал, но упустить возможность увидеть эту достопримечательность собственными глазами, было бы непростительно. 



Мне удалось подговорить экскурсовода изменить маршрут, а других туристов – раскошелиться на 25 евро – половину, чтобы проделать восхитительный путь по морю до La Grotta Azzurra, и еще столько же – чтобы пересесть в другую лодку и сделать круг под каменной крышей. 





Чтобы попасть в грот в 21 веке нужно лечь плашмя на дно лодки. 



Раньше было проще – Капри медленно опускается. 


Гравюра 1874 года

Я бы не стал вспоминать всю эту историю, если бы про Голубой Грот, как и про любую мало-мальскую достопримечательность в окрестностях Неаполя, не было бы написано песни. 

Песню La Grotta Azzurra Роберто Муроло поместил на первый диск своей дискографии – «до 1700». Другие источники дают 1826 год и автора - C.Valente. 

Обычная история. Именно в этот период начали в массовом порядке делать обработки неаполитанских песен и издавать их, открывая остальному миру. 
Скорее всего, Валенте был композитором, обработавшим старинную мелодию. Или поэтом, рассказавшим нам, с какой целью в старину забирались в Грот. 

Roberto Murolo
 

Jammo, nennélla mia...
giá la varchetta è pronta.
'Sto core è n'allegría
te dice: "Viene, vié'..."
e dint''a Grotta Azzurra
haje da vení co' me!

II
Vide, tra li ccampagne,
Meta, Sorriento e Vico...
de Massa li mmontagne,
sfílano 'nnanze a te...
E dint''a Grotta Azzurra
t'abbracciarraje co' me!

III
Mo ca te tengo a lato,
'ncopp'a 'sta varca mia
pare ca mo só' nato
lo cielo pe' godé...
Jammo a la Grotta Azzurra...
voglio morí co' te!

IV
Acálate no poco:
stentato è lo passaggio!
Jarría dint'a lo ffuoco
pe' stá vicino a te...
Chest'è la Grotta Azzurra
non haje cchiù che bedé!

Пойдем, моя подруга, 
Лодка уж готова.
На сердце радость, 
Зову тебя – приди, приди
В Голубой Грот 
Должна ты со мной пойти

II
Смотри, в компании нашей
Мета, Сорренто и Вико,
И горы ди Масса 
Выстроились пред тобой
В Голубом гроте 
Я тебя обниму 

III
Сейчас, когда ты рядом 
со мной в моей лодке
Мне кажется я только что родился 
на радость небесам
Пойдем в Голубой Грот…
Хочу умереть с тобой

IV
Нагнись немного: 
Проход здесь узкий
Я бросился бы в пламя, 
Чтобы быть ближе к тебе…
Вот Голубой Грот
И ничего красивее ты не увидишь…



Мы не знаем, из какой глубины истории песня про Голубой Грот достигла наших ушей и сердец. Грот упоминался венецианским географом Марко Винченцо Коронери в 1696 году. 

Мы можем посмотреть на его изображения, сделанные в 1825-м и в 1835-м годах.




Говорят, в первой четверти 19-го века художники из Школы ландшафтной живописи Позиллипо – современники Пушкина, между прочим, - разузнали про живописный грот и сделали его постоянным местом своих упражнений. Чтобы добраться до Капри им приходилось пересекать неаполитанский залив или же сначала добраться до Сорренто - оттуда морской путь короче. 

В 1965 году на дне грота были обнаружены статуи, что позволило предположить, что Голубой Грот был известен со времен античности. 

Тут я должен признаться, что я отношусь к той немногочисленной группе людей, которые считают, что со времени «античности» прошло не более тысячи лет. Я постараюсь обосновать такой взгляд в постах про античный период истории Неаполя. 
Но одна или две тысячи лет - для этого поста – какая, в принципе, разница?






А вот эту картину нарисовала кисть Генриха Якоба Фрида, обнаружившего Грот в 1835 году. Оригинал ее хранится в Бремене. 
По-видимому в Грот есть или был и сухопутный вход с острова. 




А поют про Голубой Грот в 21-м веке точно так же, как пели и 100 и 200 лет назад. 

У Нино Фьоре несколько иной текст, такой же по смыслу, но куда более интимный. Его мы можем узнать, вместе с переводом, благодаря восхитительному сайту Наташи Чернеги

Fausto Cigliano

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх