На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

В.В.Верещагин.Туркестанская серия.

В.В.Верещагин.Туркестанская серия.

Василий Васильевич Верещагин родился 10.1842 г в Череповце, в семье помещика, окончил Морской корпус, но вышел в отставку для занятий искусством. Творчество живописца получило всемирное признание.

В августе 1867г Верещагин уехал по приглашению генерал-губернатора Туркестанского края К.П.Кауфмана в Туркестан, где в то время шла война за присоединение Средней Азии к России.
Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал и близ которой был на Кавказе, -говорил о себе художник.
После взятия Самарканда русскими войсками живописец находился в этом городе в составе небольшого русского гарнизона. Вскоре гарнизон, запертый в цитадели, должен был выдержать жесточайшую осаду. Во время осады Верещагин участвовал в ряде напряженных сражений и проявил воинскую отвагу, за которую был награжден Георгиевским крестом.
Формированию антимилитаристских взглядов В.В.Верещагина способствовали не только его впечатления от Туркестанской войны. Тягостное впечатление произвели на художника следы опустошительных завоевательных походов и беспримерно жестоких расправ с народом многочисленных среднеазиатских ханов, рассказы и поверья о зверствах Тамерлана.
Зарисовки и этюды составили огромный натурный материал, который был использован Верещагиным для его знаменитой серии «Туркестанских картин», выставленных в Петербурге в 1869году. Первое место занимали в ней картины, посвященные войне, ее жестокостям, ее жертвам
(«Высматривают», 1873; «Нападают врасплох», 1871; «Забытый», 1871; «Представляют трофеи», 1872; «Окружили — преследуют», 1872; «Апофеоз войны», 1871—1872; «Смертельно раненый», 1873).
Истинным героем этих полотен Верещагина являлся русский солдат. Художника в свое время даже упрекали, что он мало показывает офицеров. Но горячий патриотизм Верещагина, его человечность, искренность, наконец, идеи о жестокости и бесплодности всяческих завоеваний привлекали к нему сердца зрителей.

Правдивые и полные обличительного смысла картины художника вызвали враждебное отношение со стороны реакционных сил. Царь Александр II, генерал Кауфман и царский чиновник Стремоухов обвинили Верещагина в том, что в трех его произведениях «Забытый», «Окружили – преследуют» и «Вошли» - давалось ложное освещение туркестанской войны и содержалась «клевета» на русского солдата. В связи с этими обвинениями в припадке раздражения Верещагин уничтожил эти три картины, чтобы «дать плюху» истинным клеветникам.

После выставки, во время пребывания художника в Индии Петербургская Академия художеств избрала его своим профессором. Однако, Верещагин публично, через газету, сообщил о своем отказе принять это звание, чтобы сохранить свою независимость от консервативных взглядов на искусство. Это стало поводом к травле его в печати. Появились статьи, в которых художника обвиняли не только в крамоле, но и в том, что он «неуч, что туркестанские картины написаны не им, а нанятыми им живописцами». Передовые художественные круги (Крамской, Ге, Мясоедов) вступились за Верещагина и доказали вздорность клеветнических измышлений.

«Смертельно раненный»(1873, Третьяковская гал., Москва).

Верещагин изображает сцену гибели русского солдата, простреленного неприятельской пулей, который продолжает бежать.
Такой же, но более драматический момент есть на картине «Скобелев под Шипкой».

Кстати,о травле, -немецкий военный атташе в Петербурге генерал Вердер советовал сжечь всю серию картин художника о русско-турецкой войне.
Но вернемся к Туркестанской серии.

В картине «Забытый»(1871,уничтожена художником) изображен убитый русский солдат, оставленный на поле сражения и ставший добычей хищного воронья. Здесь художник ярко воссоздает эпизод «оборотной» стороны войны.

В картинах «У крепостной стены. Пусть войдут!» (1871г., Третьяковская гал., Москва) и

«Вошли!» (1871, уничтожена художником)
Воспроизведены реальные боевые сцены, участником которых был художник во время обороны Самарканда. В первой показан отряд русских воинов, защищающих цитадель и готовящихся контратаковать неприятеля, во второй – сцена отдыха этих солдат после боя.
В картине «Парламентеры»(1873, Третьяковская гал., Москва),воспроизводящий конкретный боевой эпизод, показана воинская отвага русских солдат, окруженных превосходящими силами неприятеля, но предпочитающих доблестную смерть позорному плену.

"Нападают врасплох"

Серия «Варвары» «Окружили-преследуют»(1872, уничтожена художником)изображен небольшой русский отряд, подвергшийся нападению перешедшего границу неприятеля. Многие из солдат ранены, но никто не теряет мужества, никто не просит пощады и не собирается сдаваться.

В картине «Представляют трофеи»(1872,Третьяковская гал., Москва) изображена сцена во дворце местного эмира, которому подносят головы русских солдат, павших в сражении.

На следующей картине «Торжествуют»(1872, Третьяковская гал., Москва) показана площадь Самарканда, заполненная толпой народа. На длинных шестах, торчащих на площади, надеты головы русских солдат.


Заключительное полотно серии «Апофеоз войны»(1871, Третьяковская гал., Москва) изображает груду человеческих черепов. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов, а также сооружались по приказу среднеазиатских ханов в современное для художника время. Эта картина символ захватнических войн. Не случайно на раме картины художник написал посвящение: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».


В 1882—1883 годах художник снова посещает Индию, а затем Сирию и Палестину. Он работает над серией из трех полотен, изображающих казнь у различных народов


«Распятие на кресте у римлян»(1887,Бруклинский музей,Нью-Йорк)

«Подавление индийского восстания англичанами»(1884г,местонахождение не известно),
В Подавлении индийского восстания особая жестокость казни колонизаторами индейцев в том, что расстреливаемые из пушек индейцы подвергались ещё и нравственной пытке, так как считали свои души после расстрела погибшими.

«Казнь заговорщиков в России».(1884 Ленинград, Музей Революции)

В. В. Верещагин погиб в 1903г вместе с генералом Макаровым на броненосце «Петропавловск», взорвавшемся на мине в ходе русско-японской войны.




Дом, где расположен музей, был построен в 30-е годы XIX в. специально для семьи предводителя уездного дворянства В.В. Верещагина. Именно здесь 26 октября 1842 г. родился "всесветно известный художник" Василий Васильевич Верещагин. Дом принадлежал Верещагиным около пятидесяти лет. Это единственный дом, сохранивший память о художнике, где восстановлен кусочек того мира, который окружал В.В. Верещагина в детстве. Обстановка комнат воссоздана по воспоминаниям художника в его автобиографической книге "Детство и отрочество".
Первая экспозиция музея была открыта 30 июня 1984 года. К этому времени музей располагал достаточными фондами, чтобы восстановить две мемориальные комнаты (кабинет отца и комнату матери). В 1992 г. к 150-летию В.В. Верещагина открылся мемориальный комплекс, который сейчас состоит из двух экспозиционных помещений: Мемориального дома и Дома творчества, а также достаточно большой прилежащей к дому территории. Экспозиция посвящена жизни и творчеству самого художника, его семье. Не менее замечательна судьба старшего брата Николая Васильевича Верещагина, выдающегося деятеля в области сыроварения и маслоделия. Он является основоположником промышленного молочного производства в России. Музей, посвященный Верещагиным, дань уважения и признательность таланту замечательных русских людей.

На сегодняшний день музей представляет собой городскую провинциальную усадьбу, включающую в себя, помимо господского дома и хозяйственные постройки, каретный сарай, баню, беседку, колодец и др. На территории музея разбиты цветочные клумбы и сад с декоративными и плодовыми деревьями и кустарниками.

На базе музея успешно работает Военно-исторический клуб, совместно с которым был реализован грант Президента РФ "Музей оловянного солдатика". 15 мая 2013 г. в рамках уже существующей экспозиции открыт музей оловянного солдатика (?). http://museum.ru/m1887

Еще о Верещагине в сообществе ИСКУССТВО:
пост Мрагариты Гусевой http://my.mail.ru/community...

и ещё:

http://my.mail.ru/community...

http://my.mail.ru/community...

http://my.mail.ru/community...
http://my.mail.ru/community...
http://my.mail.ru/community...

и Лены Муромцевой http://my.mail.ru/community...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх