На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Виктор Гюго

Виктор Гюго

26 февраля 1802 родился Виктор Мари Гюго — французский писатель поэт, прозаик и драматург.


Помню книжки из детства, "Козетта", "Гаврош", из глубины веков взывавшие о любви и милосердии. И, несмотря на трагическую развязку, так мощно торжествовала всё та же идея всемогущества любви в "Соборе Парижской Богоматери"


Мечтания утопических социалистов и революционная буря эпохи прокатились по страницам романа "Отверженные", заставляя читателей размышлять над вечными вопросами: "Способна ли человеческая натура измениться коренным образом, до основания? Может ли человек, которого бог создал добрым, стать злым по вине другого человека? Может ли душа под влиянием судьбы совершенно переродиться и стать злой, если судьба человека оказалась злой? Может ли сердце под гнетом неизбывного горя стать дурным и уродливым, заболев неизлечимым недугом, подобно тому как искривляется позвоночный столб под чрезмерно низким, давящим сводом?"

Если в начале литературного пути Гюго в романтической драме "Рюи Блаз" поразил своё общество описанием любовной связи королевы с лакеем, то в «Отверженных» вообще сделал главными героями преступника-каторжника и проститутку. Как это знакомо отозвалось у Достоевского, который ухватил и продемонстрировал в русском варианте мысль Гюго: "Из всего созданного богом именно человеческое сердце в наибольшей степени излучает свет, но, увы, оно же источает и наибольшую тьму."

Не прочитай Л.Н. Толстой "Отверженных", возможно, не был бы так вскоре им написан роман "Война и мир", поскольку гениальная художественная новизна Гюго в его романе классического образца дала образец Толстому как именно на каркас сюжета нанизать мощные философские размышления в переплетении с политической, экономической обстановкой времени. Толстой, наконец нашёл ту художественную форму, которая позволила раскрыть матрицу "Войны и мира" с многими составляющими элементами -военного романа, семейной саги, метафизических и историософских рассуждений. Монументальное эпическое полотно Гюго Толстой благодарно назвал лучшим французским романом и оставался верен любви к Гюго до конца жизни.

Разумеется, не призываю возвращаться к процеживанию когда-то уже выпитого чтения, но классика потому и актуальна, что узловые вопросы, поставленные ранее, по-прежнему злободневны. Например, вспоминая кровавые события России 93 года, невольно приходят на память строки Гюго из романа "Девяносто третий год": "Вам больно, говорите вы? Да, больно, без этого нельзя. А долго ли еще будет больно? Пока не кончится операция. Зато потом вы будете жить. Революция отсекает старый мир, а при этом кровотечение неизбежно. Наш девяносто третий год — год кровотечения."


Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах.


Сюжет картины «Свобода на баррикадах», выставленной в Салоне в 1831 году, обращен к событиям буржуазной революции 1830 года. Художник создал своего рода аллегорию союза между буржуазией, представленной на картине молодым человеком в цилиндре, и народом, который его окружает. Правда, ко времени создания картины союз народа с буржуазией уже распался, и она долгие годы была спрятана от зрителя. Картина была куплена (заказана) Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным. Четким силуэтом на фоне светлого неба возвышается олицетворяющая Свободу молодая женщина во фригийском колпаке; грудь ее обнажена. Высоко над головой она держит французский национальный флаг. Взгляд героини полотна устремлен на человека в цилиндре с винтовкой, олицетворяющего буржуазию; справа от нее размахивающий пистолетами мальчишка, Гаврош, - народный герой парижских улиц.
Картина была подарена Лувру Карлосом Бейстеги в 1942 году; в коллекцию Лувра включена в 1953.

 
 
 

Мы привыкли говорить о Гюго как о прозаике и мало обращаемся к его поэзии. Однако, нужно заметить, что и в стихах Гюго, как многие историографы того времени, смотрит на историю как на процесс поступательного движения человечества. Даже выражая порой ужас перед неумолимым шагом истории, Гюго тут же напоминает читателю, что «хаос нужен был, чтоб мир воздвигнуть стройный», и подкрепляет эту надежду указанием на мессианскую роль поэта, вещающего народу об этой великой диалектике истории.
Так — я перелистал историю народов!
Все есть в той книге — скорбь, величье, блеск походов.
И дух мой трепетал при смене царств и лет,
Когда скрывала тьма мужей великих лица,
Гремя, откидывалась медная страница
И век злодеев шел вослед.
-------------------------
Дух революции я вызвал беспокойный?
Но хаос надобен, чтоб мир воздвигнуть стройный,
Я слышал некий глас в безмолвии ночном,
И я воззвал к толпе, чтобы могучим словом
Век отошедший с веком новым
Соединить одним звеном.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх