На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

236 лет А.Г.Венецианову - художнику-"бытовику-деревенщику" 19в.

236 лет А.Г.Венецианову - художнику-"бытовику-деревенщику" 19в.

"Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для Русского, но и для самого иностранного любителя художеств…" Так написал В. И. Григорович в 1826 году в статье "О состоянии художеств в России. (Журнал "Северные цветы").

false


Автопортрет. 1811 год ГТГ

Художник Венецианов Алексей Гаврилович (1780—1847) родился 18 февраля 1780 г. в селе Поддубье Тверской губернии.

Выходец из купеческой семьи. Систематического художественного образования не получил. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П. Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером, что ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей, которых мальчик боялся, и что однажды за это его чуть не выгнали из пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов, имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу «Любопытный художник и ремесленник».у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель была первым материалом, в котором он начал работать. Общее образование Алексей получил в одном из московских пансионов. О несомненном таланте молодого живописца можно судить по первому известному его произведению – портрету матери А.Л. Венециановой (1801).

false


Портрет А.Л. Венециановой, матери художника. 1801 год ГРМ

Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме». Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.

false


Портрет молодого человека в испанском костюме. 1804

В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись».Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», живет у него в доме.

false


Портрет А.И.Бибикова. 1805


false


Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка II. А. Чичерина. 1810


Поселившись в Петербурге, первое время служил чиновником и при этом занимался усердным копированием старых мастеров в Эрмитаже. В конце 1807 г. Венецианов создеёт офорты для предпринятого им издания «Журнал карикатур на 1808 год в лицах».



Во время Отечественной войны 1812 года он создал целую серию листов на злобу дня. В офортах "Французский парикмахер", "Французское воспитание" художник высмеял французоманию русских дворян, их низкопоклонство.

false



false



false



false




Карикатуры продавались во всех магазинах и пользовались успехом. После изгнания наполеоновской армии Венецианов издал азбуку, в которой каждая буква сопровождалась остроумным рисунком и двустишием, рассказывающими о событиях войны.

false


Портрет Н.И.Горбунова. примерно 1810, бумага, пастель

false


Портрет Н.П.Строгановой 1810

1 сентября 1811 года Венецианов был избран в Академики за портрет с господина инспектора Академии Художеств Кирилла Ивановича Головачевского.

false


Портрет Кирилла Ивановича Головачевского с тремя воспитанниками Академии. 1811 год ГРМ

false


Портрет М.А. Фонвизина 1812 пастель

false


Портрет А.Путятина. 1815

false


Портрет И.В. Бугаевского-Благодарного. 1816 год ГТГ

Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера.

Летом 1819 г. живописец покинул Петербург и поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково под Тверью. Там он создал свой знаменитый крестьянский цикл, включивший в себя такие картины, как «Гумно» (около 1821—1823 гг.), «Спящий пастушок» (1823—1824 гг.), «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянка с васильками» (все 20-е гг. XIX в.) и др. Эти произведения наполнены поэзией, любовью к красоте родной земли и живущим на ней людям.
Художник А. Мокрицкий писал о Венецианове: «Никто лучше его не изображал деревенских мужиков во всей их патриархальной простоте. Он передал их типически, не утрируя и не идеализируя, а потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры… Имея чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать в них даже ту матовость, запыленность и неблестящесть, которые сообщают мужику его постоянное пребывание или в поле, или в дороге, или в курной избе».

false


Голова крестьянина. 1825 год ГТГ

Автор отступил от традиционного для классицизма пристрастия к эффектному пейзажу, обратившись к неброскому очарованию русской природы — её необозримым просторам, прозрачным небесам и мягкому, рассеянному солнечному свету. Тихое обаяние северной земли Венецианов передаёт посредством светлых, лёгких красок. Вместе с тем ни одно из полотен мастера не обходится без присутствия человека, ведь гармония для Венецианова заключалась в духовном единстве людей и природы.
Стремясь поведать зрителю о красоте, являющейся основой такого союза, художник идеализирует образы крестьянского быта.

false


Два крестьянских мальчика. 1820 г.



false
Чистка свеклы. 1820 год ГРМ

false
Гумно. 1821 год ГРМ

false
На пашне. Весна. 1822 год ГТГ

false
Вот-те и батькин обед. 1824 год ГТГ


false
Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). 1824 год ГРМ

false
Захарка. 1825 год ГТГ

false
На жатве. Лето. 1825 год ГТГ

false
Крестьянка с васильками. 1825 год ГТГ

false
Сенокос. примерно 1825 год ГТГ

false
Спящий пастушок. 1826 год ГРМ

false
Жнецы. 1828 год ГРМ

false
Крестьянская девушка с теленком. 1828 год ГТГ

false
Кормилица с ребенком. 1831 год ГТГ

false
Крестьянка Тверской губернии. 1840 год ГРМ

false

Девушка с гармошкой. 1840 год Нижегородский гос. худ.музей

false
Спящая девушка. 1840-е годы Нижегородский гос. художественный музей

false
Крестьянская девушка за вышиванием. 1843 год ГТГ

Другие работы:

false
Портрет В.С.Путятиной 1820

false
Портрет М.А. Венециановой, жены художника. 1825 год ГРМ

false
Портрет А.А. Венециановой, дочери художника. 1826 год ГТГ

false
Портрет Настеньки Хавской. 1826 год Архангельский обл. музей изобразительных искусств

false
Портрет Н.М.Карамзина 1828

false
Портрет М.М. Философовой. 1828 год ГТГ

false
Портрет Кочубея 1831-1834

false
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838 год ГТГ

false
Причащение умирающей. 1839 год ГТГ

false
Купальщицы. 1829 год ГРМ

false
Купальщицы 1829

false
Купальщица 1830


Создавая свои полотна, Венецианов продолжал преподавать. Школа Венецианова — это плеяда талантливых живописцев 20— 40-х гг. XIX в. (Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. А. Зеленцов, Н. С. Крылов, С. К. Зарянко и др.).

false
Сорока Г. Портрет Алексея Гавриловича Венецианова.

false
Сорока Г.Кабинет дома в имении Н.П. Милюкова. 1844


false
Венецианов А.Г. Портрет П.И.Милюкова, хозяина художника Г.Сороки. 1820-е Тверская обл. картинная галерея


false
Тыранов Алексей Васильевич. Мастерская художников братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых. 1828 год

false
Крендовский Евграф Федорович. Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1835 год

false
Капитон Заленцов. В комнатах. Гостиная с колоннами.

false
Крылов Н. С. Зимний пейзаж (Русская зима) 1827...

false
Н. С. Крылов. Русская крестьянка кормит ребенка...


false
С.К.Зорянко. Портрет А.Г.Венецианова. - учителя художника 1865


16 декабря 1847 г. жизнь Венецианова прервала трагическая случайность: повозка, на которой художник ехал в Тверь, слетев с обледеневшей горки, разбилась о каменную постройку.

false

В память об А.Г.Венецианове в 1955 году к 175-летию художника была выпущена марка:

false

Не пропустили и его 200-летие в 1980 г.



А в Вышнем Волочке Алексею Гавриловичу установлен памятник.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх