На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Джон Булл(1562-1628)

Андрей Офицеров

Джон Булл(1562-1628)



Джон Булл (англ. John Bull; Old Radnor (?), Радноршир, 1562 или 1563 — Антверпен, 12 или 13 марта 1628) — английский композитор, клавесинист, органист, органостроитель. В поздние годы жизни работал во Фландрии. Крупный представитель английской школы вирджиналистов.
С 1573 хорист, с 1582 органист, с 1583 регент (руководитель хора) херефордского кафедрального собора. Одновременно с 1574 хорист в Королевской капелле при Сент-Джеймсском дворце в Лондоне. Вследствие постоянных отлучек в Лондон и пренебрежения своими обязанностями был смещен с должности в Херефорде в 1585 году, а в 1586 принёс торжественную присягу джентльмена в Королевской капелле. В 1592 получил в Оксфорде степень доктора (вследствие чего в исторических источниках стал именоваться как «доктор Булл»); в 1596 стал первым профессором музыки в лондонском Грешем-колледже, по прямой рекомендации королевы Елизаветы, чрезвычайно благоволившей Буллу. На службе королевы Булл играл на органе во время торжественных приёмов иностранцев и в сопровождение всевозможных местных церемониалов (банкетов, процессий, дней рождения и пр.), а также занимался органостроением для английского двора и по заказам иностранцев. Со смертью Елизаветы и восшествием на престол Якова I (1603) придворная карьера королевского органиста не прекратилась, а его жалование (с 1605) даже повысилось. В 1607 в связи с внебрачным рождением ребёнка Булл был вынужден оставить преподавание в Грешем-колледже и лишился ведомственного жилья. Вероятно, он обучал музыке детей Якова I — принца Генри (до 1612) и принцессу Елизавету (с 1612). Именно ей и её жениху был посвящён первый в истории опубликованный сборник вирджинальной музыки «Parthenia, or The Maydenhead» (ок. 1613), в который помимо Булла вошли пьесы Бёрда и Гиббонса.

Обвинённый в прелюбодеянии, Булл в 1613 вынужден был бежать из Англии во Фландрию, где в кафедральном соборе Антверпена в 1615 году занял пост помощника органиста, а в 1617 стал главным органистом того же собора. В те годы он с большой вероятностью познакомился со Свелинком. До конца жизни Булл продолжал свою музыкальную карьеру и считался высококлассным органистом, органостроителем и экспертом по органам, так и не вернувшись в родную Англию.
Основная часть творческого наследия Булла — разнообразные сочинения для органа и клавесина (вирджинала): обработки католических гимнов и антифонов (Aeterne rerum conditor, Christe redemptor omnium, Salve Regina etc.), прелюдии, фантазии на различные темы (в т.ч. других композиторов), вариации (из них наиболее известны 30 вариаций на тему песни «Отправляйся в Вальсингам» ), граунды (вариации на basso ostinato), паваны с гальярдами (в т.ч. масштабные «Quadran Pavan and Galliard»), другие танцевальные пьесы. Ряд сочинений Булла входит в знаменитый сборник «Вирджинальная книга Фицуильяма». Единственная прижизненная публикация Булла — семь пьес в сборнике «Parthenia, or the Maydenhead» (1612 или 1613). Среди них "A Battle and No Battle," "Bonny Peg of Ramsey," "Bull's Good-Night", знаменитая красочная пьеса «Королевская охота» ("The King's Hunt").

Помимо клавирной музыки писал хоровые антемы, фантазии для консортов. Хроматическая гексахордовая фантазия (Оригинальное название пьесы: «Ut re mi fa sol la»), также написанная первоначально для консорта, но сохранившаяся только в клавесинной редакции, представляет собой образец редкого для Булла (и для английского барокко в целом) творческого эксперимента: здесь композитор совершает последовательный обход гексахордов во всех 12 транспозициях. Обход высотных позиций гексахордов приводит к необходимости (редчайшего для того времени) энгармонизма, ясно наблюдаемого в этой фантазии.

В сборнике 120 канонов (116 из которых на Miserere) показал себя блестящим полифонистом, искусно применявшим различные технико-композиционные приёмы (тема в уменьшении, в увеличении, в ракоходе, полиметрические сочетания голосов). Иногда Буллу также приписывают национальный британский гимн («антем») «God Save the King».

Вот образцы клавесинных пьес Джона Булла


Fantastic Pavan and Fantastic Galiarda


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78815.html


Королевская охота


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78796.html

Датский танец


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/43132.html



"Bonny Sweet Robin"


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78794.html


"Why Ask You"


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/43131.html



Queen Elisabeth's Chromatic Pavan and Chromatic Galliard


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/43133.html



Меланхоличная гальярда

https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78840.html


"A Battle and No Battle"


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78818.html


... и пьесы для органа


Кэрол ''Een Kindeken is ons geboren''

https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78852.html


Рондо соль мажор


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78805.html


Фантазия "Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La"

https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78820.html


Salvator mundi


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78823.html



"Salve Regina" для органа и хора


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/43134.html


Ну и напоследок Bull's Goodnight, пожелание доброй ночи от Джона Булла, исполненное на клавиоргане - комбинации клавесина и органа


https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/43130/78830.html

Salve Regina (лат. «Славься, Царица», или «Радуйся, Царица» [небесная]) — григорианский распев, один из четырёх марианских, так называемых «финальных», антифонов.

Salvator Mundi (с лат. — «Спаситель Мира») — одно из прозваний Иисуса Христа.Употребляется как название иконографического типа церковного образа, который встречается большей частью в искусстве Ренессанса, как правило Северного.

Кэ́рол (англ. carol) — английская паралитургическая рождественская песня. Жанр кэрол был распространён в Англии в XII-XVI веках.
Наиболее вероятный прототип английской кэрол — средневековая французская песня «карола» (фр. carole).Представляют собой многоголосные композиции на латинские и английские тексты, без каких-либо признаков танцевальности. Такие старинные кэрол исполнялись, вероятно, во время культовых процессий.

Павана — торжественный медленный танец, распространённый в Европе в XVI веке и музыка к этому танцу. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.По одной версии павана или падована (итал. padovana) появилась в итальянском городе Падуя (итал. Padova), по которому и получила своё название. По другой версии, это танец испанского происхождения (исп. pavana, от лат. pavo — павлин), и название связано с его торжественным церемониальным характером. Возможно, что падована существовала одновременно с паваной, но это был совершенно другой танец: быстрый, размером 6/8 или 12/8, схожий с гальярдой или сальтарелло. Возможно также, что термин «падована» объединял павану и её более позднюю разновидность пассамеццо.

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся своим характером. 

Гальярда (итал. gagliarda, фр. gaillarde — буквально «веселая», «бодрая») — старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце XV—XVII вв.Гальярда часто исполнялась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались в сборниках танцев для различных инструментальных составов.Они подготовили появление многочастных сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах павану и гальярду заменили аллеманда и куранта.Музыкальные композиции в стиле гальярды писались и исполнялись и много позже того, как танец перестал быть популярным. Гальярда могла быть отдельной клавирной пьесой (особенно часто в английской музыке) или частью инструментального цикла. При этом гальярда потеряла танцевальный характер: темп стал медленным, в фактуре изложения большую роль приобрели полифонические приёмы.

Интересно, что «гальярдный» ритм 6/8 и сейчас можно услышать, например, в гимне Великобритании «Боже, храни Королеву».

Приятного всем ознакомления!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх