На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.

В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти - 
произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на 
целый жанр средневекового искусства. В работе Гольбейна Смерть все еще 
(по традиции Плясок Смерти) агрессивна, тем не менее она уже не танцует с
мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей.   " В 
Средние Века в работах художников доминировала парижская версия Танца 
Смерти, но с 1538 года работа Гольбейна становится эталоном. Серия из 41
гравюры на дереве была создана приблизительно в 1526 году и 
опубликована двенадцатью годами позже в Базеле. Гольбейн был не первым 
кто использовал технику резьбы по дереву вместо традиционной фрески для 
создания Танцующей Смерти. Но изменив материал, Гольбейн преобразовал и 
нравоучительный потенциалсвоей работы. Теперь люди могли постигать уроки
Смерти в одиночестве, читая книгу, а не толпой разглядывая большую 
фреску. 
    Композиция Танце Смерти Гольбейна тоже изменилась: 
Смерть теперь не вела танец, а появлялась в различные моменты 
повседневной жизни. Сам Гольбейн жил во времена Реформации и 
Крестьянских войн (1524) на юге современной Германии. Его 
гуманистические убеждения хорошо просматриваются в созданном им Танце 
Смерти, в котором Смерть чаще всегда вершит правосудие, обличая алчность
и злоупотребление властью. 

    За первыми четыремя гравюрами со
сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих 
музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за 
ним еще 34 жертвы.Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим 
знаком Смерти закрывают цикл.

    Явление Смерти происходит, 
когда Адама и Еву изгоняют из Рая. Снаружи их ждет ликующая Смерть. 
Отныне каждый человек должен умереть. 




 
  В своей Пляске Смерти Гольблейн часто использует образ песочных 
часов, символизрующий течение времени. Они впервые появляются в сцене из
Бытия, где Адам обрабатывает землю (а Смерть ему помогает), а Ева 
кормит грудью Каина. В двадцати пяти сценах из тридцати пяти 
присутствуют песочные часы.
    В нескольких картинах 
антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например в сцене с Папой 
Римским, который еще не знает, что Смерть пришла чтобы забрать его в 
самый важный момент его жизни - во время коронации Императора.




 
  Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение 
тщеславием.     На другой картине Смерть появляется в момент, продажи 
кардиналом индульгенции.




    Епископ выглядит очень растерянным, когда Смерть берет его под руку и ведет сквозь стадо овец. 




   Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности. 




 
 Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, молящуюся в своей 
богатой комнате и похотливо поглядывающую на любовника. Смерть 
появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу 
монахини... 







 
  Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми 
персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство 
духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у
Гольбейна сарказма. В то время и в городах, и в сельской местности 
низшие слои духовенства были симпатичны бедноте, так как были далеки от 
напыщенности и богатства клерикальной элиты. Симпатия Гольбейна к 
беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием 
богачей. 

    Герцог отталкивает женщину и её ребенка. 







    Адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой. 







    Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя. 







    Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.





 
  Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает 
корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его 
Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что 
символизирует его неспособность к принятию верного решения. 







 
  На другой картине Смерть склоняется над Судьёй чтобы забрать его жезл
- символ судейского долга. Судья же, готовый принять взятку богача, 
даже не замечает этого. Для суда деньги значат больше чем справедливость
И бедный всегда проиграет дело. 







 
  Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо, 
пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может 
предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, 
Доктор умрет сам. Как и его пациенты.







 
  Рыцарь, Дворянин и Граф, которые прославились в великих битвах 
(восновном против крестьян - подавляя бунты), теперь сталкиваются с 
гораздо более опасным и непобедимым оппонентом - Смертью. Дворянин 
отчаянно пытается защитить себя, но могила под его ногами недвусмысленно
намекает на исход противостояния. 







    Смерть с легкостью пронзает Рыцаря его же копьем. 







Граф убегает в ужасе, в то время как Смерть в одежде крестьянина ломает его гербовый щит.







    Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель провосудия. Она жестока когда отнимает ребенка у его семьи. 






Любопытно,
что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, 
она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед 
едой. 

      


    Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.


     



 
  На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что 
обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в
него, преодолевают Смерть.






 
  Ниже приведен список гравюр гольбейновской "Пляски Смерти" (41 
гравюра). В оригинале каждая из них содержала также цитату из Библии на 
латыни. 

1 - Сотворение (Creation)
2 - Искушение (Temptation)
3 - Изгнание Адама и Евы из Рая (Expulsion of Adam and Eve)
4 - Адам возделывает землю (Adam tills the soil)
5 - Кости человечества (?) (Bones of all men)
6 - Папа Римский (Pope)
7 - Император (Emperor)
8 - Король (King)
9 - Каридинал (Cardinal)
10 - Императрица (Empress)
11 - Королева (Queen)
12 - Епископ (Bishop)
13 - Герцог (Duke)
14 - Аббат (Abbot)
15 - Аббатисса (Abbess)
16 - Дворянин (Nobleman)
17 - Канонник (Canon)
18 - Судья (Judge)
19 - Адвокат (Advocate)
20 - Сенатор (Senator)
21 - Проповедник (Preacher)
22 - Священник (Priest)
23 - Монах (Monk)
24 - Монахиня (Nun)
25 - Старуха (Old woman)
26 - Врач (Physician)
27 - Астролог (Astrologer)
28 - Богач (Rich man)
29 - Торговец (Merchant)
30 - Моряк (Seaman)
31 - Рыцарь (Knight)
32 - Граф (Count)
33 - старик (Old man)
34 - Графиня (Countess)
35 - Дворянка (Noblewoman)
36 - Герцогиня (Duchess)
37 - Уличный торговец (Peddler)
38 - Пахарь (Ploughman)
39 - Ребенок (Child)
40 - Судный день (Last Judgment)
41 - Герб Смерти (Escutcheon of Death)

 
  В 1545 году, в пятом лионском издании Пляски Смерти Гольбейна ряды 
"танцующих" пополнились. 12 новых персонажей скорее всего были 
нарисованы не Гольбейном, а неизвестным художником, который позже 
добавил их к оригинальным сценам. Между Ребенком (39) и Судным днем (40)
здесь появляются:

42 - Солдат сражающийся со Смертью. Мертвые воины лежат у их ног. На заднем плане скелет играет на барабане.
43 - Смерть и Демон вместе нападают на Игрока
44 - Смерть вливает вино в рот Пьянице
45 - Смерть тянет Глупца за одежду, одновременно играя на волынке.
46 - Смерть не дает Разбойнику ограбить старую женщину (как благородно с её стороны!). 
47 - Смерть ведет Слепого, ухватив его трость.
48 - Смерть ломает телегу Возничего, который не теперь не может управлять ею.
49 - Больной бродяга просит мылостыню на улице (Но Смерти здесь нет!)
- далее идут четыре гравюры, изображающие "путти" ("putti" - полнотелые ангелочки)

 
  В 1562 и снова в Лионе очередное переиздание включало в себя еще 
четыре гравюры. Между Пахарем (38) и Ребенком (39) появились:


50 - Невеста, танцующая со Смертью. Справа изображен трубадур играющий на лютне.
51 - Жених и Смерть.


 
  Это переиздание включало и 12 картин из переиздания 1545-47 года. 
Итого 54 гравюры, что является самым большим сборником "Плясок Смерти" 
за всю историю.  

 
  Гольбейн также создал Алфавит Смерти и занимался оформлением ножен 
для кинжалов, изображая на них  Пляску
Смерти.


http://gravures.ru/publ/gravjury/quot_pljaska_smerti_quot_gansa_golbejna/3-1-0-21

ссылка на не менее замечательный пост Сергея Зарипова про знаменитую картину Гольбейна "Послы"http://my.mail.ru/community...
http://my.mail.ru/community...


Гольбейн Ганс, "Послы" http://my.mail.ru/community...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх