На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Уж небо осенью дышало...

Уж небо осенью дышало...


А. Шильдер. Овраг. 1915

Осенний пейзаж оттеняет загадочность русской души, подчеркивает ее своеобразие и неоднозначность. В осенней поре есть всё: красота и увядание, мечта и ностальгия, умиротворение и печаль, подведение итогов ушедшего времени… И это не даёт покоя людям творческим – художникам, поэтам, композиторам, вдохновляет на создание замечательных произведений. Тема эта неисчерпаема, к ней мы возвращаемся вновь и вновь, и каждый раз не устаем восхищаться красками осени.


И. Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


Остроухов И.С. Золотая осень. 1887

«Золотая осень» — картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написана в 1887 году . Пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Осенний лес буквально захватил художника необычайно яркой насыщенной гаммой желтеющей листвы. На картине «Золотая осень» И.С. Остроухова изображен именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зеленую листву на золотую. Это ранняя осень, может быть сентябрь. Лето только закончилось, стоит еще теплая пора, деревья отдыхают от летней жары и дышат осенним прохладным воздухом.
Картина вся в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Иногда только видны зеленые листочки, оттеняющие яркий желтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь видно кусочек светло-голубого неба сквозь кроны деревьев. Лес приглашает нас на прогулку или хотя бы посидеть «В Абрамцевском парке», как называется второй знаменитый осенний пейзаж Остроухова.


Остроухов И.С. В Абрамцевском парке


Художник Мясоедов Г.Г. Осеннее утро. 1893

Осенние пейзажи любимы художниками, не исключение в этом смысле и российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, Григорий Григорьевич Мясоедов. Его картина «Осеннее утро» создает особую, сложную атмосферу: с одной стороны, осенний лес не может не восхищать своей разноцветностью, с другой стороны, автор ясно намекает, что совсем скоро яркие и веселые краски уступят место невыразительным и печальным. Приближение зимы ощущается в каждом ярком листе, в каждой травинке. Взгляд зрителя бежит вслед за ручейком, уходящим дальше в лес. Туманная синева на фоне пейзажа кажется таинственной и притягательной.


Поленов В.Д. Золотая осень

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река Ока. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки.


Васнецов А.М. Осенняя ветка


Васнецов А.М. Осень

Отдал дань осеннему пейзажу и Аполлинарий Михайлович Васнецов. На его пейзажах поздняя осень с почти опавшими листьями, с черными от промозглого осеннего дождя стволами деревьев, со следами осенней распутицы.


Левитан Исаак Ильич . Осенний пейзаж, 1898


Левитан Исаак Ильич . Осенний день. Сокольники, 1879

Осенние пейзажи Левитана богаты настоящими человеческими чувствами: это и радость от того, что на смену летнему зною пришла долгожданная прохлада, и восхищение пестрым убранством природы, и наряду с этим глубокая печаль, которой пропитаны последние ноябрьские дни. Серые тона преобладают в картине с коротким названием «Осень». Дрожащие на ветру деревья, тоскливая гладь реки, затянутое густыми облаками небо – природа словно замерла в ожидании холодов.


Левитан Исаак Ильич «Осень».

В пейзажах Васильева мир природы предстает неласковым, полным скрытой тревоги, человек оказывается одиноким и беззащитным перед лицом ее величия, мир природы несоразмерен человеку, превосходит его. Философский строй пейзажного творчества Васильева близок настроениям философской лирики Тютчева.

Шумят верхи древесные
Высоко надо мной,
И птицы лишь небесные
Беседуют со мной.
Все пошлое и ложное
Ушло так далеко.
Все мило — невозможное
Так близко и легко.

Удивительны диапазон и эмоциональная насыщенность палитры пейзажей Васильева. Живет пламенеющее золото огненных красок в таких работ, как "Болото в лесу. Осень" или "Осенний лес".


Васильев Ф.А. Болото в лесу


Васильев Федор. Осенний лес. 1871

Сергей Городецкий
Солнце любимое, солнце осеннее!
Не кручинься над лесом пустующим:
Горе горькое радости тленнее,
Не горюй же над миром горюющим!
Не одно ты в просторах темнеющих
Заблудилось и мчишься пустынями:
За тобой на лугах зеленеющих
Люди мчатся за веснами синими!
12 октября 1906


Виноградов С.А. В усадьбе осенью

Виноградов Сергей Арсеньевич развивался под обаяни¬ем творчества Константина Коровина, с которым дружил, причем близки они были не манерой письма, а редкостно радостным мироощущением. В этом смысле картина «В усадьбе осенью» показательна — в ней главную роль начинают играть красота цветовых пятен и явная декоративность. Рядом с изумрудом ели горит багрянец осенней листвы, а темные до черноты, причудливо изогнутые стволы деревьев выделяются на фоне ярко
желтого усадебного дома.


Жуковский С.Ю. Княжеский дом осенью. 1909

«Прекрасное природы увяданье» в картинах Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944) - выдающегося мастера 20 столетия, продолжившего традиции русского лирического пейзажа. Ему удалось воплотить в осенних полотнах «неповторимость бытия». Произведения Жуковского носят одухотворённый характер. Они окрашены очень ярким, непосредственным авторским отношением.
Жуковский был тонким мастером интерьеров, но среда человеческого обитания всегда тесно связана у него с окружающей природой. Даже когда деревья и цветы не видны сквозь широкие окна и распахнутые двери (как обычно на картинах Жуковского), они неизменно ощущаются вокруг дома. Это достигается игрой света, передающего чистоту и свежесть воздуха, какие возможны лишь в том случае, если дом окружен садом или стоит на окраине леса.


Жуковский С.Ю. В старой аллее.

Валерий Брюсов
***
Ранняя осень любви умирающей.
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей.
Ветви прозрачны, аллея пуста,
В сини бледнеющей, веющей, тающей
Странная тишь, красота, чистота.
Листья со вздохом, под ветром, их нежащим,
Тихо взлетают и катятся вдаль
(Думы о прошлом в видении нежащем).
Жить и не жить — хорошо и не жаль.
Острым серпом, безболезненно режущим,
Сжаты в душе и восторг и печаль.
Ясное солнце — без прежней мятежности,
Дождь — словно капли струящихся рос
(Томные ласки без прежней мятежности),
Запах в садах доцветающих роз.
В сердце родник успокоенной нежности,
Счастье — без ревности, страсть — без угроз.
Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой, осенние!
Бледный — над яркими днями — венец!
Дни недосказанных слов и мгновения
В кроткой покорности слитых сердец!
21 августа 1905


Жуковский С.Ю. Синяя вода. Золотая осень


Жуковский Станислав Юлианович. Последние астры. 1912

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт)


Головин А.Я. Пейзаж. Павловск

Цветовой изысканностью и красотой формы отличаются пейзажи Александра Головина. выдающегося художника театра, живописца, графика. Его пейзажи похожи на сказочные, здесь и мечты и грезы.
Неудержимым золотым потоком обрушивается на зрителя сказочная листва Павловска. Прекрасный белоснежный мрамор парка словно утоплен в пышной, искрящейся и в то же время дышащей воздухом «раме» осенней листвы и изумрудной травы.
Анна Ахматова
***
Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь.
Поздней осенью свежий и колкий
Бродит ветер, безлюдию рад.
В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят.
И исполненный жгучего бреда,
Милый голос, как песня, звучит,
И на медном плече Кифареда
Красногрудая птичка сидит.
1915


А.Я. Головин. Осенний пейзаж

В «Осеннем пейзаже» (конец 1910-х годов, темпера) необычна точка зрения – сверху, как бы с балкона; отчего возникает ощущение парения, медленного скольжения над золотисто-зеленой древесной «бездной». Сквозь ветви и листья, образующие на плоскости холста сложный узор, проглядывает бледное небо. Стволы деревьев стремительно «движутся» вверх, придавая композиции стройность и динамизм. Своим образным строем «Осенний пейзаж» близок декоративному панно.


Александр Яковлевич Головин. Осень



И.И. Бродский " Опавшие листья" 1915 г.

Исаак Израилевич Бродский – советский художник-пейзажист, автор многих картин. Все его произведения точно и правдиво отображают красоту природы средней полосы России. Пожалуй, одним из любимых времен года у автора была осень, все богатство красок и, между тем, скромное, неброское очарование которой он стремился передать на своем холсте. Золотая осень длится недолго, но восхищает своей красотой.
Одной из наиболее известных в этом плане полотен является картина «Опавшие листья» (1915 год). На картине изображен тихий и ясный день ранней осени.


Нестеров М.В. Осенний пейзаж

Удивительна природа в картинах М.В.Нестерова. Легкие березы, высокая трава, яркие осенние листья и перелески, трогающие сердце неуловимым очарованием. Природа немногословная, строгая и чистая, перед лицом ее неприлично суетиться, говорить о пустяках, лгать
Мастер редко писал летник, «яркоцветные пейзажи». Гораздо милее ему были сквозящие, остывающие краски осени с ее сизовато просвечивающими обнаженными остовами деревьев, хрустящей изморозью на траве, стекленеющими, уже готовым и схватиться льдом речными просторами.


Нестеров М.В. Долина реки осенью

Коровин Константин Алексеевич, один из ярких представителей русского Серебряного века, говорил, что в пейзаже «должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Во всех представленных картинах звучит эта музыка…

Есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф. Тютчев)


Дмитрий Лёвин


Клевер Ю.Ю. Осенний пейзаж.


Станислав Юлианович Жуковский,Брошенная терраса


Игорь Эммануилович Грабарь,Рябинка


В. Э. Борисов-Мусатов."Осенняя песня"



По материалам интернета

Присоединяйтесь к обсуждению темы, расскажите о своих любимых картинах, посвященных осени.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх