На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Левитан Исаак Ильич. 4 августа 1900.

Ирина Казанцева

Исаак Ильич Левитан. 4 августа 1900.

115 лет тому назад - 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 года Исаак Ильич Левитан ушел из этой жизни, всего лишь месяц не дожив до 40 лет. Он сильно болел, его сердце отказало служить.

"Реквиемом самому себе" назвал один из друзей художника его известнейшею картину « Над вечным покоем».
Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение.


Над вечным покоем [1894]
Холст, масло. 150x206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На картине тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Они не позволят подняться вверх, они сомнут любые, даже самые сильные, крылья. В таком небе нет места для птиц. Мрачным и враждебным выглядит и широкое озеро. Ничто живое не может потревожить серую гладь его вод. Лишь вой ветра в силах разорвать зловещую тишину, царящую на картине.
На крутом берегу художник изобразил маленькую церковь, рядом с которой приютилось заброшенное сельское кладбище. Покосившиеся кресты, неухоженные могилы - наверное, уже нет в живых и детей, и внуков тех, кто нашёл здесь последний приют. Это место вечного покоя, где не звучат человеческие шаги и голоса. Только едва заметный огонёк в церковном оконце нарушает ощущение полного безлюдья, но это крохотное пятнышко света ничего не может противопоставить мрачному величию природы.

Левитан начал работу над картиной летом 1893 года . Изображенное на ней огромное озеро — это расположенное под Вышним Волочком озеро Удомля.
Озеро Удомля - удивительно прозрачное, с островком посередине, казалось, лучше всего отвечало его чаяниям. Аракчеев - хозяин имения Гарусово - возил Левитана на своей лодке к островку. С него-то и писал художник этюд для большой картины


Над вечным покоем. Этюд. 1894
Холст, масло. 96,5 х 129
Государственная Третьяковская галерея

Левитан давно слышал рассказы о старинном монастыре, который в древние времена был на месте усадьбы Гарусово, о схимниках, живших на островке Удомельского озера.
Мысль о картине гнала его на поиски близкого замыслу мотива.
С маленького возвышения далеко виднеется озеро. Над озером - огромный небосвод. Кажется, нигде прежде не видел художник такого бесконечного неба и такой светлой, почти молочного цвета воды.
Он наблюдал за небом, иногда набрасывал рисунок облаков, делал этюды.


Эскиз »Перед грозой» , 1894ГТГ


Этюд « Перед грозой». 1894, ГТГ

А больше запоминал своей цепкой памятью, чтобы потом в тиши мастерской "сочинить" то грозовое небо, которое как бы вступало в спор с застывшей тишиной озера.
Тяжелые, сумрачные облака проходят, как Время. И, чтобы подчеркнуть вечность, Левитан заменил современную церковь в картине древней деревянной церквушкой из Плеса.


Этюд "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца" 1888, Частное собрание, Москва.

По свидетельству А.П.Лангового, ранее он принадлежал П.М.Третьякову. При работе Левитана над картиной художник взял этюд из галереи, после чего "...Павел Михайлович сказал Левитану, что этюд ему больше не нужен, и предложил взять его обратно, заменив другим по его выбору".

На картине изображена старая одинокая церковь Петра и Павла. На заднем фоне изображены не менее одинокие кресты забытого кладбища. Левитан написал несколько картин, где была его любимая церковь. Он был невероятно счастлив в тех местах, о чем не раз говорил. Это теплый летний день.
Сочетание белых и голубых тонов придают небу невероятную глубину и живость. Художник писал ее в последних лучах солнца. Левитан не использовал буйства красок, но все в этой картине радует глаз. Она заставляет думать о вечном и бренности мира.
Покосившийся забор на переднем плане придает душевной тоски. Левитан писал эту картину без искажения. Полотно очень простое, но это не уменьшает его неоценимого вклада.
Петропавловская церковь сгорела в 1903 году, но на ее месте стоит очень похожая деревянная церковь.

Интерьер сгоревшей церкви Петра и Павла также сохранился для потомков в картинах самого художника и С.П. Кувшинниковой.


Левитан Исаак Ильич. Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге. 1888, ГТГ


С.П. Кувшинникова «Интерьер церкви Петра и Павла в Плесе» 1888. ГТГ

Весной 1890 года А. П. Чехов, отправившись на Сахалин, плыл по Волге. С особым интересом он вглядывался в очертания приближавшегося Плёса. Только что на Передвижной выставке с успехом демонстрировалась картина Левитана "Вечер. Золотой Плёс". Несомненно, Чехов был знаком и с этюдами церкви Петра и Павла. Известно чеховское письмо 1888 года, в котором он тепло поздравлял Кувшинникову с тем, что ее этюд попал в Третьяковскую галерею. И теперь с Волги он писал ей: "Видел Плёс. Узнал я кладбищенскую церковь, видел дом с красной крышей..."

В 1982 г. на место сгоревшей церкви из села Билюково перевезли построенную в том же стиле церковь Воскресения, датированную 1699 годом.


Церковь Воскресенье Христово

Она является одним из редких примеров церкви клетского типа с клинчатой кровлей и без галереи. Адрес: гора Левитана


Исаак Левитан на горе своего имени.



По поводу приобретения картины Над вечным покоем" И.И.Левитан писал П.М.Третьякову 18 мая 1894: "Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно,но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...".

В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!». Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана.

."Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года." (К.Паустовский)


Немного картин 1899- 1900гг.

Летний вечер 1900

Одна из последних картин Левитана, написанная незадолго до смерти художника в июле 1900 года. Относится к числу работ, в которых художник достиг небывалого лаконизма исполнения - при минимуме выразительных средств и методов картина полна глубокой философии и красоты. Простейший мотив - деревенская окраина, забор, освещенный солнцем. За ним - пустое поле и ржавеющий на солнце лес. Но умелое композиционное построение, слегка скругленная линия горизонта, прекрасно переданное закатное сияние, золотящее поля и лес, заставляют нас понять, что деревенские задворки - прекраснейшее место на земле. Ворота из покосившихся жердей воспринимаются почти как некие Римские Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни к лесу - как путь в большой и прекрасный мир...


Сумерки. Луна.1899

Сумерки - пограничное состояние между днём и ночью. Это удивительное время, когда даже самые обычные предметы становятся вдруг таинственными, как будто принадлежащими другому миру. В конце XIX - начале XX века, в эпоху господства символизма, многие поэты и художники посвящали свои произведения тревожному сумеречному бытию.
Медленно плывёт по небу луна - величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.


Сумерки. Стога. 1900

Зимой 1899 года, за несколько месяцев до смерти, Левитан отправился в Крым. У него болело сердце, и надежды на выздоровление уже не было, однако доктора прописали Крым с его свежим морским воздухом, и художник не стал им перечить - он обрадовался поводу ещё раз увидеть Ялту. Здесь Левитан отправился навестить Чехова, который поправлял своё здоровье на даче. У хозяина и гостя зашёл разговор о природе средней полосы. Поговорив, оба затосковали.
Тогда Левитан, взяв краски и кусок картона, за полчаса написал вечерний луг с мокрыми стогами. Вскоре он уехал, оставив набросок Чехову. Тот вставил картину в нишу камина и любовался ею. На юге не бывает сумерек. Яркий день почти сразу переходит в чёрную ночь. На картине Левитана показано то странное состояние природы, когда умирающий день никак не может окончиться, а ночь не смеет начаться, мир надолго становится серым, и сердце охватывает пронзительная тоска. Для ялтинского затворника эта тоска сумерек смешивалась с тоской по родине.


Озеро.1900

Большая картина "Озеро" является главным произведением позднего Левитана. Ни для какой другой работы он не делал столько подготовительных этюдов и эскизов, несколько раз выезжая на этюды специально для пополнения материалов к картине. Художник работал над "Озером" много и упорно, пытаясь создать монументальный, целостный, неслучайный образ русской природы. Левитан даже собирался назвать картину "Озеро. Русь", и под таким названием она часто и упоминается в книгах и статьях. Это полотно стало "лебединой песнью" Левитана - художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное впечатление - почти импрессионистическая непосредственность в передаче свежести и яркости солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья - все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей Родины.

За несколько месяцев до смерти художник писал сестре Чехова Марии Павловне: «Мари, как страшно умирать и как болит сердце!». Он был похоронен на небольшом подмосковном кладбище, которое до наших дней не сохранилось. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и 300 этюдов. 22 апреля 1941 года прах Левитана перенесен на московское Новодевичье кладбище и захоронен рядом с могилой А.П. Чехова.

Первое появление Левитана и его друзей в Плёсе всколыхнуло весь городок. На улице их провожали изучающими взглядами, на базаре только и судачили о том, как живут и что делают эти странные люди. Для деревенских жителей, приходивших в Плёс на базар и на церковные праздники, художник и вовсе был невиданным дивом. Кувшинникова в воспоминаниях приводит курьезный эпизод: "Однажды Левитан приютился за городом у самой дороги и в тени зонта внимательно писал этюд. День был праздничный. После обедни женщины, возвращавшиеся в деревню, с любопытством останавливались и смотрели на Левитана. Постоят, посмотрят и проходят. Но вот плетется дряхлая подслеповатая старушонка. Тоже остановилась; щурясь от солнца, долго смотрела на художника, потом начала истово креститься, вынула из кошеля копеечку и, положив ее осторожно в ящик с красками, пошла тихонько прочь. Бог знает, за кого приняла она Левитана и какие мысли роились в ее старой голове, но Левитан долго потом хранил эту монетку".
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/a... (Наука и жизнь, ГОРОДОК С КАРТИНЫ)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх