На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Ренуаровский "Бал в Мулен де ла Галетт" в Эрмитаже.

Ренуаровский "Бал в Мулен де ла Галетт" в Эрмитаже

В Эрмитаже — выставка одной картины. Но какой! Из парижского Музея д’Орсэ в Санкт-Петербург прибыл многолюдный, шумный, переливающийся от солнечных бликов шедевр Огюста Ренуара.
В рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» с марта по июль 2015 г выставка одной картины – «Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт».





Автопортрет 1875

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919 ) французский художник-импрессиони

ст, родился 25 февраля 1841 года во Франции в Лиможе. Отец его был портным. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств. Во время учёбы познакомился с такими мастерами живописи, как А.Сислеем, Ф.Базилем и К.Моне. Любимыми художниками Пьера были А.Ватто, Ф.Буше, O.Фрагонар, Г.Курбе. Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов. Детальная проработка светотени, которая придаёт изображению почти скульптурные формы, но даже тогда был заметен отличительный почерк будущего великого художника – это лёгкая, почти воздушная цветовая гамма.

Над картиной «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуар работал все лето 1876 года.
Каждый день на протяжении всего лета кто-нибудь из друзей помогал художнику вынести огромный холст к танцевальной площадке «Мулен де ла Галетт» - и начиналась работа. Тот фантастический эффект солнечного света, пробивающегося сквозь листья акаций, который Ренуару удалось передать на подвижных фигурах, критики не оценили. На третьей выставке импрессионистов в 1877 году, где картина впервые предстала перед зрителями, на нее просто не обратили внимания. Пока её для своей коллекции не приобрел Гюстав Кайеботт (фр. Gustave Caillebotte, 1848—1894) — французский коллекционер и живописец, представитель импрессионизма.
Мадам Ренуар, мать художника, сказала ему однажды, что должно пройти 50 лет, прежде чем люди начнут понимать его живопись. На самом деле прошло 20, пока из личной коллекции Гюстава Кайботта картина переехала в Музей Люксембургского сада, и 53 – пока ее перевезли наконец-то в Лувр.
.Больше столетия пройдет после того монмартрского лета Ренуара – и уменьшенная копия его картины «Бал в Мулен де ла Галетт» уйдет с торгов Sotheby’s за 78 млн. долларов. Мадам Ренуар была мудрой женщиной, которая мало понимала в искусстве и много – в людях.
Мулен де ла Галетт — так назывался парижский кабачок на Монмартре рядом с одноименной мельницей. Ренуар не заинтересовался ни мельницей, ни интерьерами ресторанчика — его увлекли танцы и застолья на летней площадке. Эту мельницу и ресторан при ней писали многие художники. Целая серия есть, например, у Ван Гога: парижская квартира его брата Тео находилась на Монмартре по соседству с Мулен де ла Галетт.



• Винсент Ван Гог Мулен де ла Галетт1886,










Не прошли мимо мельницы Тулуз-Лотрек и Пикассо.


Анри де Тулуз-Лотрек В "Мулен де ла Галетт"



Пабло Руис Пикассо Мулен де ла Галетт



Сантьяго Русиньоль
Мулен де ла Галетт. В ожидании посетителей 1890-е



Исаак Исраэлс Кафе с танцами Мулен де ла Галетт



Поль Франсуа Куинсак Мулен де ла Галетт

Но самой яркой и жизнерадостной эта парижская достопримечательность получилась, пожалуй, у Ренуара. И самой успешной. Художник даже изготовил ее уменьшенную копию — и она в 1990-м году на нью-йоркских торгах Sotheby’s была продана за 78 млн. долларов.


Умеьшенная копия.

И даже набросок к этой картине — теперь музейная ценность и датская достопримечательность (эскиз хранится в музее в пригороде Копенгагена).


набросок

А в Москве сценка из жизни Мулен де ла Галетт обитает круглый год. В 1907 году за за 28.000 франков эту картину купил Иван Морозов, до 1919-го она была в его коллекции, потом — в собрании Государственного музея нового западного искусства, а с 1948-го, когда последний был уничтожен, — в Пушкинском.



Пьер Огюст Ренуар. В саду (Под деревьями в Мулен де ла Галетт), 1876, ГМИИ им. Пушкина

На картине «В саду» Ренуар изобразил своих друзей.
Слева, спиной к зрителю, стоит натурщица Ренуара Нини, за ней сидит Клод Моне, в глубине картины стоит Франс Лами, справа, рядом с молодой девушкой из Мулен де ла Галетт, сидит Корде.
Некоторые исследователи идентифицируют стоящую в глубине фигуру мужчины с Сислеем, а мужчину, сидящего за столом, с Генеттом. Друзья не только позировали Ренуару, но и помогали ему носить большие холсты из мастерской в Мулен де ла Галетт.

Но вернемся к шедевру, который сейчас выставляется в Санкт-Петербурге…


Пьер Огюст Ренуар
Бал в Мулен де ла Галетт
1876, 131×175 см.

10 фактов о картине Ренуара "Бал в Мулен де ла Галетт" и ее пребывании в Эрмитаже.

1. Никто прежде не писал на пленэре такую многофигурную картину, на которой люди чем только не занимаются: пляшут и отдыхают после танцов, прогуливаются, болтают, выпивают, веселятся, скучают… Почему бы не наделать эскизов и не собрать сложную композицию в мастерской? Все дело в том, что даже сильнее запечатленных на полотне людей Ренуара интересовал свет, который на картине тоже танцует и веселится, пробиваясь на танцплощадку сквозь листья акации. Развлекающиеся люди и резвящийся свет создают на картине головокружительную круговерть.

2. Ренуар писал картину все лето 1876-го года: приходил на площадку к трем дня и удалялся после шести.

3. При создании этой картины у Ренуара было много помощников — его друзья и тусовавшиеся в окрестностях галетной мельницы молодые художники: они знакомились с девушками, приводили их на площадку — танцевали и позировали все вместе. Например, за столиком справа вальяжно пожевывает стебелек Норбер Генетт — один из художников, с которыми Ренуар приятельствовал в ту пору.

4. Есть на картине и специально приглашенные натурщицы. Например, 16-летняя швея Марго Легран — она танцует в левой части картины в платье персикового цвета. Современники сообщают, что черты ее лица были грубоваты, на веках ее не было ресниц, да к тому же она часто не приходила на оплаченные сеансы и водилась со всяким сбродом. Но Ренуару было виднее: он ее назначил музой и изобразил на многих своих работах. Спустя три года после написания «Бала» Маргарита Легран умрет от тифа. Но это потом, а пока Марго вдыхает ароматы горячего шоколада и белой сирени на портрете 1878-го года:

Чашка шоколада 18785.
5. Две юные девушки на переднем плане в центре картины — тоже швеи: сестры Жанна (в темно-синем) и Эстель (в полосатом).

две девушки

Ренуар находил прекрасными уши Эстель и просил ее делать прическу, которая бы давала возможность ими полюбоваться.
Он поселился там на полгода, перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью, которой не передали бы никакие натурщики, и, вжившись в атмосферу этого популярного кабачка, с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху.

6. Премьера «Бала в Мулен де ла Галетт» состоялась на 3-й выставке импрессионистов в Париже, в 1877-м — и не произвела фурора. Но через два года для своей коллекции ее купит художник Гюстав Кайботт, в 1896-м она окажется в Музее Люксембургского сада, в 1929-м переберется в Лувр, а оттуда — в Музей д’Орсэ, уже в статусе шедевра, ради которого стоит затевать специальные выставки.

7. На время пребывания в Санкт-Петербурге и дорогу в Эрмитаж и обратно, картина застрахована на 90 миллионов евро. «Действие страховой защиты распространяется на случай пожара, залива жидкостями в результате аварий систем снабжения, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, включая вандализм», — сообщает компания «Альфастрахование».

8. В обмен на ренуаровский «Бал» в д’Орсэ из Эрмитажа поедет триптих Пьера Боннара «У Средиземного моря»

Пьер Боннар Триптих "У Средиземного моря" 1911
9. Эрмитаж и сам располагает отменной коллекцией Ренуара, на которую стоит взглянуть после «Бала».

Девушка с веером [1881]
"Девушка с веером" - это Альфонсин Фурнез, дочь владельца кабачка "Лягушатник" ("Гренуйер"), неоднократно позировавшая Ренуару. В этом кабачке девушку называли красавицей Альфонсин. Красота ее не в классических чертах, а в очаровании молодости, живых красках лица, блеске глаз. Образ исполнен обаяния, которое мастер воспевает в своих героинях. Тщательная проработка лица позволяет разглядеть детали, тогда как руки, платье, веер переданы более обобщенно. Тонкая разработка цветовых отношений создает ощущение световоздушной среды, заполняющей фон и смягчающей контуры. / © www.hermitagemuseum.org
Портрет актрисы Жанны Самари - Пьер Огюст Ренуар. 1878. Холст, масло. 174x105
Крупнейший представитель французского импрессионизма, Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) очень много работал в области портрета. Его женские образы полны очарования и непосредственности. Блестящим примером является портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари. Она изображена во весь рост на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, специально принесенных художником в обычно пустую мастерскую для создания парадной обстановки. Ренуар едва наметил психологический рисунок своей модели, он с радостью перешел к передаче перламутровости ее кожи, пушистости легких рыжеватых волос, подведенных глаз и ярких приоткрытых губ. Как истинный импрессионист, Ренуар с удовольствием разбирает сложную цветовую гамму светлого платья актрисы, создает разнообразные по форме мазки золотистого, розоватого и сиреневатых тонов.

Эрмитажный портрет Жанны Самари не единственный в творчестве живописца, ее поясной портрет находится в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, а третий украшает фойе«Комеди Франсез».
Пьер Огюст Ренуар Ребёнок с кнутиком `1885
Ренуар всегда любил писать детей, и его моделями становились, практически, дети всех его друзей`.
`Мальчика с кнутиком он писал по заказу: поклонник его таланта, сенатор Этьен Гужон заказал Ренуару портреты своих четырех детей - это один из них. Возможно, именно желанием удовлетворить заказчика объясняется особенная четкость линии в этом портрете: резко очерчен абрис лица, глаза, ноздри, рот. Однако все остальное - окружение и одежда - написано по-импрессионистически свободно. Покачиваются на песчаной дорожке голубые тени, чередующиеся с розовым солнечным светом, расплываются в теплом воздухе цветы на заднем плане, пронизаны рефлексами белое платье и черные волосы. Для маленького Этьена Гужона Ренуар нашел такую позу, которая невольно вызывает ассоциации с портретами Веласкеса гордой постановкой фигуры и напоминающим шпагу кнутиком. Это не только дань уважения великому испанцу, паломничество к картинам которого в Мадрид Ренуар совершал несколько раз, но и образец особой романтики ренуаровского мира`.
`Пятилетний мальчик одет так, как принято было одевать детей в 80-е гг. ХIХ в`.Написана в 1885 году. Ренуар написал портреты четырех детей доктора Гужона. Картина «Ребенок с кнутиком» является портретом третьего сына Гужона, Этьена, в возрасте пяти лет.
В Национальной галерее Вашингтона находится портрет старшей сестры Этьена, Мари Гужон, парный к картине «Ребенок с кнутиком».

Пьер Огюст Ренуар
"Дама в черном". 1876 г.
10. «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара будет выставляться в Эрмитаже до 7 июля 2015 года.

Использованы материалы статьи Натальи Кандауровой.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх