На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Серебряный век. "Мир искусства"

Серебряный век. "Мир искусства"

false


Мир искусства (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов.
 Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года
членами группы.






А.Н. Бенуа среди художников. Август 1898 г.



Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге
с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и
являвшийся органом одноименного объединения - «Мир искусства» и писателей-символистов.



Издатели — княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором был С. П. Дягилев; 
с 1902 года издателем стал Дягилев; с № 10 за 1903 годом редактором был также 
А. Н. Бенуа.




Обложка журнала за 1901 год Бенуа среди художников. Август 1898 г.



Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских 
художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования 
барона А. Л. Штиглица.
Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время для
группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники
устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».
После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 годах
большинство членов «Мира искусства» входило в состав«Союза русских художников».





Художники общества "Мир искусства" в школе Общества поощрении художеств.
Петербург. Март 1914 г.



На учредительном собрании 19 октября 1910 года художественное общество «Мир искусства»
было возрождено (председателем избран Н. К. Рерих)[1]. После революции многие его деятели
были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование в 1924 году.





Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“». 1916—1920.

Слева направо:И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин, 
А.П. Остроумова-Лебедева, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, К.С. Петров-Водкин, Н.Д. Милиоти,
К.А. Сомов, М.В. Добужинский.



После имевшей успех русско-финляндской выставки в конце 1898 года создается объединение
"Мир искусства", одним из основателей которого являлся Бенуа. Вместе с С. Дягилевым 
он становится редактором и одноименного журнала, ставшего глашатаем неоромантизма.





Годовое собрание "Мир искусства". 3 марта 1914 г.


Мотивируя возникновение "Мира искусства", Бенуа писал: 

"Нами руководили не столько соображения "идейного" порядка, сколько соображения
практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их 
или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную,
или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее
явственное выражение своих исканий... И вот почему Врубель у нас оказался рядом с 
Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К "непризнанным" присоединились те из "признанных",
которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошлиЛевитан,
Коровин и, к величайшей нашей радости,Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они
принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного
"передвижнической окраски". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому,
установившемуся, омертвевшему".




Обложка журнала за 1900 год


Журнал «Мир искусства» вышел осенью 1898 года, с выходными данными 1899 года. Он
вызвал еще больший шум, чем выставка. Установка мирискусников на чистое искусство,
свободное от идеологических пристрастий, разумеется, передвижничества и академизма,
казалась заведомо ущербной, что находили и в картинах молодых художников. 
Аналогичные явления происходили и в архитектуре, и в поэзии, и в театре, что 
воспринимали как декаденство и что получило определение Русского модерна.





Арлекинада. Заставка в журнале "Мир искусства", 1902, N°7-9. 1902 г.


«Мир искусства» выходил до 1901 года - 1 раз в 2 недели, затем - ежемесячно. 
Это был литературно-художественный иллюстрированный журнал самого широкого содержания,
что предопределило его судьбу. Говорят о популяризации русского искусства XVIII -
начала XIX века, о пропаганде образцов народного творчества и изделий кустарных 
промыслов, в чем проявлялись эстетика мирискусников и интересы меценатов.





Слоны. Заставка в журнале "Мир искусства", 1902. N° 7-9. 1902 г.


Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной
жизнью (статьи и заметки А.Н.Бенуа, И.Э.Грабаря, С.П.Дягилева, В. В. Кандинского,
отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, 
воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и 
западно-европейской живописи и графики). 

Это соответствовало основным устремлениям друзей из кружка Бенуа - достижения развития
русского искусства в едином русле с европейским и общемировым искусством, исходя из
мысли о нашей отсталости, что однако обнаружит нечто неожиданное: развитие русской
классической литературы, музыки и живописи обернется революцией в театре в мировом 
масштабе и что ныне мы осознаем как ренессансное явление.
Кроме того, на страницах «Мира искусства» публиковались литературно-критические статьи
В.Я.Брюсова и Андрея Белого, в которых сформулировалась эстетика русского символизма.
Но больше всего места занимали религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского,
З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова.



В широких шляпах, длинных пиджаках, 
С тетрадями своих стихотворений, 
Давным-давно рассыпались вы в прах, 
Как ветки облетевшие сирени. 

Вы в той стране, где нет готовых форм, 
Где всё разъято, смешано, разбито, 
Где вместо неба - лишь могильный холм 
И неподвижна лунная орбита. 

Там на ином, невнятном языке 
Поёт синклит беззвучных насекомых, 
Там с маленьким фонариком в руке 
Жук-человек приветствует знакомых. 

Спокойно ль вам, товарищи мои? 
Легко ли вам? И всё ли вы забыли? 
Теперь вам братья - корни, муравьи, 
Травинки, вздохи, столбики из пыли. 

Теперь вам сестры - цветики гвоздик, 
Соски сирени, щепочки, цыплята... 
И уж не в силах вспомнить ваш язык 
Там наверху оставленного брата. 

Ему ещё не место в тех краях, 
Где вы исчезли, лёгкие, как тени, 
В широких шляпах, длинных пиджаках, 
С тетрадями своих стихотворений.


Николай Заболоцкий

http://ngasanova.livejourna...

https://my.mail.ru/mail/ga-vdv/video/752/1814.html

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх