На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Водолазкин, Евгений. Авиатор.

Водолазкин, Евгений. Авиатор.

АСТ, 2016



Фото писателя.

Об авторе. Родился 1964 г. в Киеве, Окончил филол. ф-т Киевского гос. ун-та им. Т.Г. Шевченко (1986). Доктор наук. Сфера научных интересов: историческое повествование Древней Руси, древнерусская экзегеза, новая русская литература. Автор более 100 научных работ. Автор романа «Лавр» — премия «Большая книга» – 2013. Получил первое место.

Жанр. Роман, фантастика, написан в 2016 году, 410 страниц.


Сюжет. ВременнОй период с 1900 по 1999 гг.
Главный герой — Иннокентий Петрович Платонов. Его юность пришлась на мировую войну, революцию 1917 года, в 23 года был репрессирован и отправлен на Соловки, где стал подопытным для выработки способа замораживания человека с последующим его размораживанием по приказу Сталина. Его заморозили на о. Анзер где-то в 1925 году, а разморозили в 1999. Он очнулся в лабораторных условиях особой больницы. Руководил процессом доктор Гейгер (все возможные диссертации им уже были защищены). Для восстановления памяти он предложил пациенту писать дневник. Записывать туда всё, что придёт в голову. Биологический возраст Иннокентия был определён в 30 лет.

Далее текст как бы написан выздоравливающим. Это воспоминания о детстве, родителях, жизни в Петербурге, революции, о соседях и любимой девушке Анастасии, о доносах, аресте по доносу и каторге на Соловках. А потом уже о современной жизни, любви, женитьбе, ожидании рождения дочери и ожидании собственной смерти, т.к. запас жизненных сил был всего на год.

Впечатление. Роман понравился тем, что фантастическая составляющая ушла на задний план, и появление размороженного героя через 74 года не представлено как картинка с дымящимися трубами фабрик и заводов, перекрещивающимися лучами прожекторов, дирижаблей и самолётов в небе. Всё спокойно, без пафоса, по-людски, с нежностью автора к своему персонажу. Читалось с удовольствием.

Платонов воспринимается как наш современник, но со своей философией, которая за счёт 74-летней заморозки осталась не искажённой постепенной идеологической обработкой. А идеологическим «противником» является доктор Гейгер, который, хотя и не прошёл Соловки, весьма критически оценивает настоящее.

Надо отдать автору должное, что он избежал идеологических споров между главными персонажами, но сумел в очень мягкой форме всё-таки дать определённую оценку прошлому и настоящему.

…думал о природе исторических бедствий – революций там, войн и прочего. Главный их ужас не в стрельбе. И даже не в голоде. Он в том, что освобождаются самые низменные человеческие страсти. То, что в человеке прежде подавлялось законами, выходит наружу. Потому что для многих существуют только внешние законы. А внутренних у них нет.

Анзер – это, наверное, единственное человеческое время из всех моих соловецких лет. Не называю это время счастливым единственно потому, что каждый день моей физической поправки приближал меня к дню моего ухода. К дню, шептал я себе, смерти моей, потому что ни я, ни другие лазари в отношении результатов заморозки не питали никаких иллюзий. Муромцев делал всё, чтобы продлить время нашего пребывания на Анзере, но что значили несколько подаренных недель в сравнении с отобранной жизнью?

Теперь же я страшусь смерти как никогда прежде. У меня есть всё – семья, деньги и эта моя странная известность, – но радоваться всему я смогу, судя по всему, недолго. Перед лицом смерти деньги и известность ничего не значат – это так очевидно.

На мой взгляд, роман не произвёл сильного впечатления, сравнимого с «Лавром», но он остаётся одним из главных претендентов на призовых конкурсах.

Фотоиллюстрации.

Соловецкие острова. Анзер.


Свято-Троицкий скит на острове Анзер, где была лаборатория по легенде автора.


Платонов в возрасте 12 лет наблюдал авиакатастрофу биплана Фарман-4. Само название стало нарицательным — фраза «самолёт типа Фарман» обозначала любой ферменный биплан с толкающим винтом и дополнительным рулем высоты.

 Ирина Губанова:  
Re: Водолазкин, Евгений. Авиатор.
Я тоже читала этот роман, дополню позже своим комментарием, а пока дам две ссылки.
1. В "Манускриптах" уже был пост Нади Девятовой по роману Водолазкина "Лавр", интересный был разговор, желающие могут прочитать
Русский путь, слово и время. Е. Водолазкин. «Лавр».
https://my.mail.ru/communit...

2. Роман "Авиатор" можно прочитать по ссылке
http://loveread.ec/view_glo...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх