На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

...и о культуре

...и о культуре


В декабре 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил указ «Основы государственной культурной политики», в котором культура объявлена государственным приоритетом. Провозглашено, что она составляет основу экономического процветания, государственного суверенитета и даже является частью стратегии национальной безопасности. Своими мыслями о принятом документе, проблемах отечественной культуры поделился в интервью народный артист России, известный кинорежиссер, артист театра и кино Николай Бурляев.

Выдержки из интервью:


— Это очень серьезный документ — он является определяющим для того переломного момента, в котором мы находимся. Недаром оппоненты из «пятой колонны», когда узнали, что грядет принятие «Основ», забеспокоились: «А как же мы? Разве государство больше не будет давать нам премии и гранты за то, что мы рисуем в Санкт-Петербурге на мосту громадный фаллос или рубим иконы, или за то, что „Пуси райт“ беснуется в храмах?»

— До подписания президентом данного Указа в России была не культурная, а антикультурная политика — всеядности и вседозволенности. После того как при Министерстве культуры был создан Общественный совет, в который вошел и я, первое, что мы сделали — это провели анализ того, каким театральным проектам давались министерские гранты. То есть того, как эксперты Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества под руководством госпожи
Софьи Михайловны Апфельбаум распределяли деньги налогоплательщиков. Страшно было читать перечень того, чему чиновники оказывали господдержку: в нем были произведения, пропагандирующие нетрадиционные отношения в школе между мальчиками, откровенно русофобские пьесы и пасквили, в которых содержалась клевета в адрес президента России.

15 лет я выступал против этого и везде говорил о необходимости выработки стратегии государственной культурной политики. Долбил как дятел и уже начал удивляться:
«Почему я один об этом говорю, может быть, я в чем-то неправ?» И вот в декабре 2014 года машина завертелась, президент подписал важнейший для нашей культуры документ. Хотелось бы надеяться, что с его принятием приходит конец власти временщиков. В Библии говорится, что «пусть хоть до небес возрастет их величие, но как прах рассыплется и не останется от него следа».

Когда меня спрашивают о том, как я себе представляю культурную политику, я всегда отвечаю, что это ясно выражено в девизе кинофорума «Золотой витязь»: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». В этих словах — суть, и государственные деятели должны оценивать культуру так: «Если эта книга, этот фильм, эта живопись поднимает дух нации, то их надо поддерживать. Если нет, значит — нет». С подписанием Указа есть четко сформулированные основы, согласно которым чиновники должны понимать, что они должны поддерживать, а что оставить без внимания — пусть эти сорняки растут сами по себе. На фестивалях «Золотой витязь» за 23 года мы показали 7400 фильмов высокого творческого и духовного уровня. Лично я открыл 77 киноклубов «Золотой витязь» от Дальнего Востока до Косовска-Митровицы, и там люди имеют возможность бесплатно видеть эти фильмы. Уверен, что именно это и есть модель государственной культурной политики.

Я предлагал телеканалам, например, первому каналу, когда там генеральным директором был С. Благоволин. Я говорил: «Зачем покупать за огромные деньги иноземное „мыло“ и понижать духовный уровень народа. „Золотой витязь“ может насытить телеканал на несколько лет вперед именно теми фильмами, которые нужны нации». Но в ответ он мне по недомыслию озвучил, что являлся единственным членом какой-то там британской военной организации. И не без гордости добавил: «Знаешь, туда так просто не попадешь».

Наш Общественный совет вполне приличный, там из 120 человек примерно 90 человек — это люди которые работают во благо России. Есть представители и «пятой колонны», но их мало. Мы боремся за справедливое распределение государственных грантов. Многое делается положительного, но еще много идет по инерции от того министра, который говорил, что культуру надо «подвинуть на панель». Кроме того, недаром один из министров культуры, Александр Сергеевич Соколов, поднимал вопрос о коррупции в министерстве. И что, она вдруг исчезла? Дай Бог, чтобы это было так, но имеются большие сомнения…

В обществе все чаще раздаются голоса о необходимости введения цензуры для обуздания «хаоса вседозволенности».
— Лично я против, потому что от цензуры натерпелся. У меня 70 фильмов, а 20 из них пролежали на полке больше 25 лет. Но считаю, что должен быть общественный контроль. Разве нет таких людей, которым большинство нации доверяет? Вот к их мнению и надо прислушиваться.

Сейчас все привязывают к коммерциализации, чтобы культура приносила деньги. Нынешнее руководство Минкультуры все еще находится в потоке «рыночной культуры». А я лично не принимаю это понятие. Для меня понятия «рынок» и «культура» несовместимы. Наша задача — не в «делании денег», а в поднятии духа нации. Невозможно все мерить успехом «в первый week-end». Фильм «Андрей Рублев» не имел успеха в первую неделю, затем был положен на полку на 7 лет. А потом через Канны прорвался к людям. И за 40 лет побил все кассовые рекорды. В наши дни на этот фильм стоят очереди в Лос-Анджелесе, Париже, Каракасе. Я лично видел. И это ясно показывает, что деньги надо вкладывать в правильное кино, а не в разную «липу» про Отечественную войну. Вот сейчас идут фильмы, вроде бы патриотические, но чистой воды блокбастеры. А что такое блокбастер? Это словечко из сленга американских летчиков второй мировой войны. Так называли самые разрушительные бомбы, которые сносили целые кварталы. И наши чиновники сегодня хотят такого «блокбастерного» искусства.

Вывод один: блокбастерное коммерческое искусство — неправильный подход: и идеологически, и политически, и философски, и с государственной точки зрения. Следующим важнейшим шагом — и я очень надеюсь, что доживу до этого — должен стать указ президента о выведении культуры из рынка. В культуру нужно вкладывать очень большие деньги, такие же, как в оборону. И тогда через 5–10 лет государство будет пожинать большие плоды. Общество начнет оздоравливаться.


Полностью можно прочитать Рынок и культура несовместимы
Там есть ещё довольно интересная информация о том, что делается в сфере нашей российской культуры.


А я вот хочу спросить вас – считаете ли вы, что оздоровительные меры по культуре надо начинать с телевидения, самого массового средства воздействия на население? Надо ли закрывать определённые проекты и передачи на государственных и не государственных каналах. И какие именно? Или не стоит ничего запрещать, но и никак не поддерживать. Пусть сам народ сделает выбор и выбракует такие передачи низким рейтингом просмотров.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх