Плиний - Брюллову, привет... Сквозь столетия...
"Плиний Тациту, привет." так начинались письма Плиния Младшего к историку Корнелию Тациту. Так они начинались и 24-26 августа 79 года. И что же пишет Плиний 24 августа?
“Облако поднималось из какой-то горы (смотревшие издали не могли разобрать, откуда; позднее узнали, что это был Везувий); ни одно дерево лучше пинии не передавало его формы.
Оно поднималось кверху, словно высокий ствол, и расходилось ветвями, вероятно, потому, что напор воздуха, только что его выбросивший, слабел, и облако таяло, расходясь в ширину. Было оно местами белым, местами в грязных пятнах, словно подняло с собой землю и пепел.” Да, так начиналась картина Карла Брюллова “Последний день Помпеи. Но между известной всем картиной из Русского музея и тем, что увидел и описал Плиний Младший, прошло более 17 веков…
Но вернемся к извержению вулкана. Везувий - вулкан действующий, извергался он и в 1631, 1794, 1805, 1822, 1872 и 1906 гг Многие художники 18 и 19 вв отдали должное и этой теме. Помпеи были обнаружены случайно в 17 веке, в 18 веке начались раскопки. В 19 веке интерес возрос и художники платили сполна той красоте, которая открылась в Помпеях и Геркулануме.
Якоб Филипп Хаккерт. Вид на театр в Помпеях. 1793, гуашь. Германия, Веймар
Мы с Вами уже знакомы с устройством быта древних римлян, поэтому легко можем представить и Помпеи, и Геркуланум.
Художники 18 и 19 вв сделали изображения того, что увидели. Это возродило интерес и к давней катастрофе, и к античности.
Якоб Филипп Хаккерт. Геркуланум. Ворота в Помпеях. 1794. гуашь.Музей der bildenden Künste, Лейпциг.
Ахилле Вианелли
Аквинта, автор - J.W. Hüber 1819 г
Дом Саллюстия в Помпеях, Ахилле Вианелли, Раскрашенная литография
Пекарня и мельница в Помпеях. Ахилле Вианелли Раскрашенная литография
J.W. Hüber
Улица гробниц. J.W. Hüber Раскрашенная литография
Руины храма Венеры, J.W. Hüber Раскрашенная литография
Джачинто Джиганте Амфитеатр в Помпеях Литография
Храм Эскулапа. Ахилле Вианелли Раскрашенная акватинта
Саверино делла Гатта 1815
Улица гробниц Джачинто Джиганте 1864
Джачинто Джиганте Акварель
Джачинто Джиганте, акварель, 1856
Сейчас это одно из самых посещаемых туристами мест . Все, оставшееся после катострофы и открывшееся в результате раскопок, мы можем увидеть воочию или на фотографиях и в фильмах.
Помпеи
Геркуланум
Как же все это было? Остались письма Плиния Младшего, из которых многое можно узнать не только о самом землетрясении, но и о гибели Плиния Старшего, автора «Естественной истории» в 37 книгах и др. соч, командовавшего частью галерного римского флота, стоявшего около мыса Мизено, на северном побережье Неаполитанского залива. Племянник историка Плиния пишет Тациту: “ Он поехал сам подать помощь … многим.Он спешит туда, откуда бегут другие... и настолько свободен от страха, что диктует и отмечает все изменения в этом страшном явлении, все его виды, как только уловит их глазом. (Все это происходило днем 24 августа, когда пепло- и пемзопад еще не охватил Стабии и мыс Мизено, но уже засыпал Помпеи. Квадриремы Плиния, быстро миновав большую часть Неаполитанского залива, вошли в зону густого пеплопада.)
На суда уже падал пепел, и чем ближе они подъезжали, тем он становился гуще и горячее. Падали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни. Вдруг неожиданная мель, и доступ к берегу прегражден обломками горы; дядя мой заколебался, но затем сказал рулевому: «Смелым бог владеет, поезжай к Помпониану». Последний находился в Стабиях, на другой стороне залива.
Извержение Везувия, картина Pierre Jacques Volaire, 18-й век
Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя и высоко поднялся огонь от пожаров. Дядя успокаивал напуганных... затем он отправился спать... Пространство, ведущее к его помещению, было уже так сильно засыпано пеплом с кусками пемзы, что стоило еще задержаться, и выйти было бы невозможно. Дядю разбудили...
Пьер Анрии де Валансьен "Извержение Везувия”.
Дома качались от частых продолжительных толчков; под открытым небом было страшно от падавших кусков пемзы... Уже в других местах наступил день; здесь была ночь, чернее и гуще всех ночей...
Решено было выйти на берег и посмотреть вблизи, допустит ли море переезд: оно оставалось бурным и враждебным. На берегу дядя лег на разостланный парус. Пламя и предшествующий пламени запах серы обращают других в бегство, а его заставляют встать. Опираясь на двух рабов, он поднялся и тут же упал, задохнувшись, как я предполагаю, от плотных паров, закрывших ему дыхательные пути... Когда наступил день (*26 августа), нашли его тело, нетронутое и неповрежденное...
Пьер-Анри Валансьен.
...Мрак, наконец, стал рассеиваться, превращаясь как бы в дым или туман; скоро настал настоящий день и даже блеснуло солнце, но желтоватое и тусклое, как при затмении. Глазам еще трепетавших людей все представилось резко изменившимся: все было засыпано, словно снегом, глубоким пеплом...Люди постепенно приходили в себя, еще не веря, что остались живы. Плиний с матерью вернулись в Мизено, хотя землетрясения продолжались. »
Плиний Младший. Из писем к Корнелию Тациту, август 79 г.
http://geo.1september.ru/ar... здесь: http://masterok.livejournal.com/736404.html
Иван Айвазовский. Вид на Везувий в лунную ночь. Ivan Aivazovsky. Kind to Vesuvius
А.С. Пушкин писал об этой катастрофе:
“Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон.”
Якоб Филипп Хаккерт. Извержение Везувия в 1774 году. 1774
Якоб Филипп Хаккерт. Извержение Везувия. 1779
Уильям Тернер. Извержение Везувия. 1817 г.
Петр Боголюбов. Извержение Везувия.
Карл Брюллов тоже посетил Помпеи и Геркуланум, но увидел больше, чем авторы приведенных выше видов освобожденных из-под пепла древнеримских городов. Он проникся болью и состраданием к людям, за живо похороненным в этих городах. Задуманная им картина позже потрясла многих любителей искусства. Но все по порядку.
Работа над "Последним днем Помпеи" была начата в 1827 году, а закончена только в 1833, а не в 1830, как было обещано А.Н. Демидову, купившему картину Брюллова, что называется, на корню. Свое видение картины художник строил не только на впечатлении от руин, но и на том самом письме Плиния Младшего к Тациту, которое я привела. Брюлловым создано много предварительных рисунков, этюдов и эскизов, показывающие, как развивался замысел художника.
Это один из самых интересных предварительнныз эскизов. Он выполнен в 1828 году. На нем Брюллов показал, что гибель жителей Помпей неотвратима, и каждый из них встречает её по-разному, лавина страстей угадывается уже в этой работе.
Рузультат работы Брюллова был высоко оценен соотечественниками.
Евгений Баратынский посвятил Карлу Брюллову такие строки:
“Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был "Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день.”
Н.В. Гоголь написал о ней так: “Картина Брюлова — одно из ярких явлений 19 века. Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии. (...) Когда я глядел в третий, в четвертый раз, мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла наконец в живопись, и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой. Его человек исполнен прекрасно-гордых движений, женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, она женщина страстная, сверкающая, южная, италианка во всей красе полудня, мощная, крепкая, пылающая всею роскошью страсти, всем могуществом красоты, прекрасная как женщина. Нет ни одной фигуры у него, которая бы не дышала красотою, где бы человек не был прекрасен. Все общие движения групп его дышат мощным размером и в своем общем движении уже составляют красоту. В создании их он так же крепко и сильно правит своим воображением, как житель пустыни арабским бегуном своим. Оттого вся картина упруга и роскошна.
Вообще во всей картине выказывается отсутствие идеальности, т. е. идеальности отвлеченной, и в этом-то состоит еепервое достоинство. Явись идеальность, явись перевес мысли, и она бы имела совершенно другое выражение, она бы не произвела того впечатления; чувство жалости и страстного трепета не наполнило бы души зрителя, и мысль прекрасная, полная любви, художества и верной истины, утратилась бы вовсе. Нам не разрушение, не смерть страшны; напротив, в этой минуте есть что-то поэтическое, стремящее вихрем душевное наслаждение; нам жалка наша милая чувственность, нам жалка прекрасная земля наша. Он постигнул во всей силе эту мысль. Он представил человека как можно прекраснее; его женщина дышит всем, что есть лучшего в мире. Ее глаза светлые как звезды, ее дышащая негою и силою грудь обещают роскошь блаженства. И эта прекрасная, этот венец творения, идеал земли, должна погибнуть в общей гибели наряду с последним презренным творением, которое недостойно было и ползать у ног ее. Слезы, испуг, рыдание — всё в ней прекрасно.””
Полностью статью Гоголя можно прочесть здесь: http://feb-web.ru/feb/gogol...
Ну а владелец картины, А.Н. Демидов, был в восторге от шумного успеха "Последнего дня Помпеи" и непременно хотел показать картину в Париже. Благодаря его стараниям она была выставлена в художественном Салоне 1834 года, однако еще до этого французы были наслышаны об исключительном успехе картины К. Брюллова у итальянцев. Но совершенно иная обстановка царила во французской живописи 1830-х годов, она была ареной ожесточенной борьбы различных художественных направлений, и поэтому произведение К. Брюллова было встречено без тех восторгов, какие выпали на его долю в Италии. Несмотря на то, что отзывы французской прессы были не очень благоприятны для художника, Французская академия искусств присудила Карлу Брюллову почетную золотую медаль.
А последнее извержение Везувия случилось в 1944 году.
Фильм из цикла “библейский сюжет http://www.youtube.com/watc...
«Извержение Везувия» — картина норвежского художника Юхана Кристиана Даля. Есть несколько версий этой картины. Две хранятся в Государственном музее искусств в Копенгагене, одна — в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне, и ещё одна — в Национальной галерее в Осло.
"Энтузиазм и патриотический подъем, с которыми картину встретили в Петербурге, трудно вообразить: благодаря Брюллову русская живопись перестала быть старательной ученицей великих итальянцев и создала произведение, восхитившее Европу! Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. "
На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.
Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. "
http://marinagra.livejourna...
«Извержение Везувия» — повторяющаяся тема в четырёх картинах и минимум одном наброске английского художника Джозефа Райта ( 1734-1797) , путешествовавшего по Италии в 1773—1775 годы. Одна из них, «Везувий из Портичи», находится в библиотеке Хантингтона в Калифорнии
; вторая, «Извержение Везувия, с видом над островами в заливе Неаполя» — в лондонской галерее Тейт;
третью,
«Везувий с Посиллиппо», можно увидеть в Йольском центре британского искусства;
четвёртая, известная под тем же названием, находится в частной коллекции.
Извержение Везувия. 1774. Этюд гуашью.
В 1774 году Райт во время путешествия сделал набросок гуашью, который ныне хранится в Музее и художественной галерее Дерби.Однако никакого извержения Везувия в 1774 году не было. Мало того, искусствоведы нашли много неточностей в полотнах Райта. Видимо, художник вообразил извержение, основываясь на рассказах дипломата, археолога и вулканолога сэра Уильяма Гамильтона
Свежие комментарии