Василий Суриков и его старообрядческая боярыня.

Cуриков Василий Иванович (1848–1916), не портретист, хотя, как каждый художник, портреты писал, но прославился он и ценен для нас своими жанровыми картинами, и подавляющее большинство этих картин - исторические. Родился он в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода.
Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств. Смог учиться живописи благодаря материальной помощи (помните, мы уже говорили о купцах и фабрикантах-меценатах) золотопромышленнику, городскому голове Петру Ивановичу Кузнецову, взявшемуся за обеспечение Василия Сурикова всем необходимым на период обучения его в Академии, и губернатору Красноярска Павлу Николаевичу Замятину, который отправил в Петербург ходатайство с просьбой зачислить Сурикова в Академию.
Полная биография художника здесь: http://www.centre.smr.ru/wi...
Тут и про "учился" - в Академии, и про "женился" - однако на француженке, а еще про "работал", расписывая Храм Христа Спасителя, про "писал" свои знаменитые картины ("Утро Стрелецкой казни", "Взятие снежного городка", "Меншиков в Березове"и др.), воспитывал дочь Ольгу, будущую жену художника П.Кончаловского, мать писательницы Натальи Кончаловской, бабушкой режиссеров Михолкова, и Михалкова-Кончаловского. Жил Суриков в Хамовниках - от ХХС близко, работал в комнатах, а не в мастерских, любил путешествовать, а в 1916 году умер...
А я же хотела лишь на примере одной картины рассказать, а скорее показать, как тяжела шапка, если не Мономаха, то просто Великого художника. ...
Сколько времени тратит художник на создание одной картины? По-разному. Вот счастливчик Айвазовский делал свои марины примерно за день, иногда за неделю. Всего им написано согласно разным источникам от 6000 до 20000. Сколько картин написал Суриков за свою жизнь? десятка полтора, да десятка три-четыре портретов... А на любимую мою картину "Боярыня Морозова" которую хочу показать и Вам, потратил 6 лет. (О самой картине здесь http://www.art-portrets.ru/...) На что тратил? На поиск композиции, на этюды для изображения героев картины. Вот и посмотрим с Вами сейчас на эту "кухню" автора. Но сначала то, что получилось и чем мы гордимся...
А теперь посмотрим, как ломал голову Суриков над композицией.


А надо еще и продумать структуру толпы.

Вот еще одна группа...

Ну, теперь и "собрать" можно, Посмотрим, что получится.

Ну вот и первый вариант готов - эскиз 1881 года.

Дальше дело техники: найти героев, сделать наброски их фигур, найти прототипов, сделать эскизы их портретов, или уж окончательные портреты. Что-то пригодится, что-то изменить придется, что-то останется за "рамой" картины.
Ну вот лошадь. Наверняка же пригодится, ехать-то сани должны..

Ну и сами сани, естественно, как-то прописать нужно...
И уберем упавшую фигуру, тормозит взгляд она, лежит перпендикулярно ему

эскиз 1881-1884гг
А еще жест, жест заменить надо, сделать поубедительнее...



Вот так, пожалуй...

Ну вот, так, именно так!

Вместе примерно так получится.

Боярыня Морозова Эскиз 1885гг
Морозову, то есть Г.Г. поискать надо. Пожалуй, можно начать с этого портрета.


Теперь бегущий парень слева и группа нищих справа.






Ну и еще несколько фигур из толпы (справа).




Юродивый на коленях
А теперь несколько слева возьмем.


Ну вот, шесть лет работы над полотном и мы имеем картину.

Отклики современников на картину были отнюдь не восторженными. Его обвиняли в грубости изображения, в шаржировании священника (знакомо, недавно за это спектакль где-то в Сибири священники снять требовали), его обвиняли в воспевании старообрядчества,которое преследовалось официальной церковью. Не нравилась рецензентам и композиция, хаотичная по их "просвещенному" мнению. Некоторые критики указывали Сурикову, что нельзя писать картину на историческую тему без некоторой идеализации. Только Гаршин и Короленко по достоинству оценили картину, а Стасов был в восторге... ВОТ ВАМ И 6 ЛЕТ РАБОТЫ... А еще ругали Зверева за то, что пьет. Запьешь тут от тоски, критики -то всегда были и остаются похожи друг на друга...

«Боярыни Морозовой» вообще могло не быть, если бы не ворона в зимнем пейзаже
«...Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины. На создание «Утра стрелецкой казни», полотна, сделавшего его знаменитым, Сурикова вдохновили интересные рефлексы на белой рубахе от пламени зажженной свечи при дневном свете. Художник, детство которого прошло в Сибири, похожим образом вспоминал палача, проводившего публичные казни на городской площади Красноярска: «Черный эшафот, красная рубаха — красота!»
На картине Сурикова изображены события 29 ноября (по н. ст. — Прим. «Вокруг света») 1671 года, когда Феодосию увозили из Москвы в заключение.
Неизвестный современник героини в «Повести о боярыне Морозовой» рассказывает: «И везена бысть мимо Чудова (монастыря в Кремле, куда ее ранее конвоировали на допрос. — Прим. «Вокруг света») под царские переходы. Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше».
Княгиня Евдокия Урусова. Родная сестра Морозовой под ее влиянием тоже примкнула к раскольникам и в итоге разделила участь Феодосии в Боровском остроге.

Дровни. «В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах, — восторгался живописец. — А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые... Ведь русские дровни воспеть нужно!..» В переулке рядом с московской квартирой Сурикова зимой наметало сугробы, и туда часто заезжали крестьянские сани. Художник ходил следом за дровнями и зарисовывал борозды, оставленные ими на свежем снегу. Суриков долго искал то расстояние между санями и краем картины, которое даст им динамику, заставит «поехать».

Смеющийся поп. Создавая персонажей, живописец выбирал самые яркие типажи из народа. Прототип этого священника — дьячок Варсонофий Закоурцев. Суриков вспоминал, как в возрасте восьми лет ему пришлось всю ночь править лошадьми на опасной дороге, поскольку дьячок, его попутчик, по обыкновению, напился.

Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Каменный храм построили в 1703 году. Здание сохранилось до наших дней, но требует реставрации. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками, изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.

Для сравнения другие картины на эту же тему
Мясоедв. Сожжение Аввакума 1897
Ну нет в этой страшной теме того пафоса, драйва, что на картине Сурикова.

Фильм о Морозовой и Расколе "Раскол.Трагедия века." Поместить сам не удалось, вот ссылка. Интересно, многое для меня объясняет.
http://www.musicamoviles.co...
Еще одна любимая из наследия Сурикова
Очень печалит, что часто вместо Меншикова называют в интернете (и не только) каким-то МенЬшиковым, а Берёзова - какой-то Березовкой...
Свежие комментарии