На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

61 подписчик

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

И.Левитан (1860-1900). Картины раннего творчества.

И.Левитан (1860-1900). Картины раннего творчества.

Автопортрет. 1880.ГТГ

Исаак Левитан родился 18(30} августа I860 года в местечке Кибарты близ станции Вержболово Сувалкской губернии у западной границы России в бедной еврейской семье. Отец художника был образованным человеком - он преподавал в школе, знал немецкий и французский языки, работал переводчиком.


В поисках заработка отец Левитана приезжает в Москву, а затем перевозит сюда и всю свою семью, состоящую из жены и троих детей (два сына и дочь).
После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить и молиться за родителей Левитана, этих безымянных героев, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.
Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу". В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.
По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.
В самом деле, хотя занятия с Саврасовым были благотворны для многих, именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал "тайну мотива". Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина "Солнечный день. Весна" (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.


Солнечный день.Весна. 1876- 1877 Частное собрание.


Деревня.Зима.1877-1878 Тульский областной художественный музей


Облако. 1878


Перед грозой. 1879 Нижегородский художественный музей


Дорожка 1877


Березовая роща 1878


Другие ранние работы Левитана -


"Вечер" (1877), ГТГ.


"Осень. Дорога в деревне" (1877), ГТГ.


"Ветряные мельницы". Поздние сумерки . (конец 1870-х) ГТГ.

- имеют грустный, сумеречный характер и напоминают пейзажные фоны перовских картин и произведения "элегической" линии творчества Саврасова - изображения болот, забытых сельских погостов. Но работы Левитана не производят впечатления "вторичности". В них ощутим подлинный драматизм, заставляющий вспомнить, что юного художника постигла горечь сиротства.
Вскоре проявились и новаторские для русской живописи той поры качества таланта и стремлений Исаака. Нестеров вспоминал, что в 1879 году на ученической выставке как настоящее откровение воспринимался пейзаж Левитана "Симонов монастырь", в котором был прекрасно передан тихий покой летнего вечера на Москве-реке. К сожалению, местонахождение этого пейзажа ныне неизвестно, но сохранилась другая работа юного Левитана - "Пасмурный день на Москве-реке" (1877), где на дальнем плане также виднеется Симонов монастырь.

Пасмурный день на Москве-реке. 1877

Совсем небольшой, этот этюд отличается живописной цельностью и интересен тем, что в нем предчувствуются композиционные решения некоторых зрелых шедевров художника.
В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились.
«Левитану было восемнадцать лет. Но он столько перевидел в жизни неприятного и тяжелого, что чувствовал себя старше. Годы бедствия закалили его. При любых капризах судьбы молодой художник не утрачивал своей огромной энергии и в нем не погасал, а лишь разгорался жар художественного трудолюбия <>. (Евдокимов И. Левитан. - М., 1959)
В 1879 году после покушения Соловьева на императора Александра II евреев начали выселять из Москвы, и Левитан оказался вместе с зятем, сестрой и братом в Салтыковке..
Писатель К. Паустовский, тоже живший некоторое время в Салтыковке, так описывает пребывание здесь И. Левитана:
«... Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый День небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.
Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповое стекло. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию. А позже вечером женский голос пел в саду печальный романс «Мой голос для тебя и ласковый и томный...».

Так все лето Левитан встречал и провожал поезда. Он привык к их внезапному и одновременное неожиданному появлению, и в то же время каждая встреча наполнялась каким-то сильным и глубоким чувством, что несла она - надежду, веру? Художник вдруг по-новому увидел и эти ослепительные фонари вдали, и мокрые блестящие рельсы, и лужи с отраженными в них огнями... Поезд промчался, но как оказалось позднее, он остался здесь навсегда. Навсегда застыли бегущие вагоны, платформа, рассеянный свет, фонари - родилась картина.


Вечер после дождя. 1879г

Картина \"Вечер после дождя\" была закончена художником уже через три недели. Эта первая большая работа Левитана, благодаря которой сам художник пережил исключительный душевный подъем. Он возмужал. Его уже не беспокоили шаркающие неуклюжие опорки, бахрома на брюках, драная рубаха - у него был «Вечер...», который казался ему совершенством. Но не все было так просто. Когда Левитан ушел на этюды, его сестра решила продать картину богатому меценату за крупную сумму. Как будто предчувствуя беду, Левитан вернулся домой раньше обычного и тут же обнаружил пропажу. Сестру он догнал на платформе и, прилюдно устроив скандал, забрал «Вечер...» назад. Несколько дней родственники не разговаривали и держали обиду друг на друга.
Однако позже художник сам разочаровался в картине и увидел в ней много недостатков. Одновременно до его сознания дошла необходимость ее продажи, чтобы получить хотя немного денег для проживания. Через несколько дней на семейном совете было решено продать «Вечер после дождя». Судьба картины была предрешена.
И он впервые ощутил себя настоящим профессионалом: вскоре продал бесценную вещицу на Покровке лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра за 40 рублей серебром. Это были огромные деньги – первый гонорар, на который рано осиротевший юноша не только смог сводить концы с концами, но и снять себе меблированную комнату не в центре, но уже не приходилось ходить пешком на занятия.
Ранняя продажа картины «Вечер после дождя», которая из-за нужды автора так и не экспонировалась ни на одной выставке, предопределила её дальнейшую судьбу. Вот уже 130 лет шедевр находится исключительно в частных коллекциях, а одно время даже считался утерянным. К счастью, это не так.
В начале 1990-х годов очередной владелец приносил картину в Третьяковскую галерею на экспертизу.

Набросок картины 1879, ГТГ

Таинственная судьба и у раннего левитановского этюда «Полустанок», который, по мнению эксперта, мог быть предварительным наброском к главному сюжету.


Полустанок 1879-1880.

Картина поступила в тихий городок Плёс на Волге, куда любил приезжать живописец, в 1984 году в качестве дара от министерства культуры РСФСР. Где находился этюд почти 85 лет и почему был скрыт от глаз публики, неизвестно. Однако на холсте есть пометка брата художника Авеля, свидетельствующая о подлинности работы.. В своей работе Левитан запечатлел необычайную поэзию железной дороги. На то время для русской живописи такого направления в принципе не существовало, поэтому Левитана можно считать первооткрывателем .И это не удивительно, ведь не зря его считали художником-новатором. Он постоянно находил новые оригинальные сюжеты и композиции для картин, которые прекрасно могли отражать красоты российской природы.
В работе «Полустанок» автор запечатлел железнодорожную станцию и рельсы, проносящиеся вглубь леса. Картинка достаточно динамична, у любого зрителя создается впечатление, будто бы дороге несется быстрый поезд, который вот-вот прибудет на станцию. Да и в самом деле вдали виднеются его красные глаза и белый дым.
Одинокая станция, ожидая его прибытия, словно замерла посреди зеленого поля. На картине не души. Только спокойствие и равновесие зеленого леса, и сумрак опускающегося на землю вечера.
Погода спокойная, ровная, но не жаркая, небо чистое-чистое, но при этом очень холодное. По полю будто бы гуляет осеней ветерок. На станции одиноко стоит темный столб, притягивающий к себе все внимание зрителя.
Картина до августа 2014 года находилась в Плёсе в доме-музее И.И. Левитана.

Весь 1879 год Левитан вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину "Осенний день. Сокольники" (1879).
Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя Антона Чехова), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества.

Осенний день.Сокольники 1879. ГТГ
Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине - "Осенние листья". С сосредоточенностью благоговейного священнодействия и почтения, нежными, тихими и бережными касаниями переданы здесь красота опавших листьев, переливы их золотистых, опаловых, почти лиловых и лимонно-желтых красок.

Этюд осенние листья 1879 ГТГ

Картина "Осенний день. Сокольники" была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценок - приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим не "красоты природы", но душу, единство поэзии и правды.
В последствии Третьяков уже не выпускал Левитана из поля своего зрения, и редкий год не приобретал у него новых работ для своего собрания.

Закончить хочу двумя работами И.И.Левитана на тему –«мотивов железнодорожного полотна».
Картины созданы в более позднее время.
Мотивы загадочного интереса Левитана к железной дороге, вероятно, надо искать в его детстве, прошедшем на станции Кибартай линии Ковно – Кенигсберг в Литве, на границе с Пруссией (ныне с Калининградской областью). Там Левитаны всей семьёй жили на маленьком железнодорожном полустанке, мимо которого днём и ночью проносились составы. Отец художника был станционным служащим, с флажком в руке встречал и провожал поезда, а спустя годы даже работал переводчиком при французской компании, сооружавшей железнодорожный мост в Ковно (ныне Каунасе).



Поезд в пути 1890 г. Одесский художественный музей


Полотно железной дороги. 1898-1899
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Иточники:
http://isaak-levitan.ru/bio...

http://stopstamp.ru/statty/... Загадка полустанка
http://gallerix.ru/album/Le... Картины Левитана
Евдокимов И. «Левитан». Москва. 1959. ( Иван Васильевич Евдокимов (1887-Кронштадт, -1941-Москва) -- писатель, искусствовед и краевед.)




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх