На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Великий Князь Константин Романов – певец добра и красоты.

Великий Князь Константин Романов – певец добра и красоты.

falsehttps://my.mail.ru/mail/rubatini/video/32/4811.html

Великий Князь Константин Константинович Романов – певец добра и красоты



Растворил я окно, —
стало грустно невмочь, —
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.


А вдали где-то чудно так пел соловей;
Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине вспомнил своей;
Об отчизне я вспомнил далёкой,
Где родной соловей песнь родную поёт
И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролёт
Над душистою веткой сирени.


Эта замечательные строки, положенные на музыку П. И. Чайковским, написал Великий Князь Константин Константинович, издававший свои поэтические творения под скромным псевдонимом К. Р. — Константин Романов.

Сергей Лемешев Растворил я окно.

Великий князь Константи́н Константи́нович, поэтический псевдоним К. Р.
 (10 [22] августа 1858, Стрельна — 2 [15] июня 1915, Павловск) — член Российского Императорского дома, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург.

Первый свой сборник он выпустил в 1886 году очень небольшим тиражом, который весь раздарил друзьям и знакомым. Но с тех пор его стихи обрели известность и заняли своё приметное место в русской поэзии.

В эпоху потрясений и декаданса, в период ниспровержения устоев он сочинял чистые, одухотворённые строки, продолжая великую классическую традицию, идущую от Жуковского, Пушкина, Лермонтова. С яркими представителями этой божественной плеяды — Фетом, Майковым, Полонским его связывала искренняя дружба.

Память об этой дружбе К. Р. сохранил в своём сердце навсегда и после кончины прославленных творцов продолжал заниматься изданием их стихов, пропагандой их наследия. (Среди писателей, с которыми дружил К. Р., нужно назвать также И. А. Гончарова.

Великий Князь преклонялся перед творчеством Ф. М.Достоевского, они встречались несколько раз, и Константин Константинович потом рассказывал: «Он относился ко мне с расположением, и помню, как однажды предсказал мне великую будущность».)

Великого Князя отличала широчайшая эрудиция. В должности вице-председателя (председателем была его матушка) он участвовал в деятельности Русского музыкального общества.

Был знаком с А. Г.Рубинштейном, переписывался с П. И.Чайковским, к которому относился с высочайшим пиететом, хотя виделись они всего раза два, да и то в сугубо официальной обстановке.

Пётр Ильич писал Великому Князю всегда подчеркнуто уважительно, обращаясь к нему не иначе, как «Ваше Императорское Высочество». Замечу, что переписка К. Р., к примеру, с Полонским или Фетом носила более непринуждённый характер.

На слова Великого Князя Чайковский написал несколько превосходных романсов, а Константин Константинович одним из первых исполнил прославленный Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. (!!!)

Сам К. Р. сочинил три романса на слова графа А. К.Толстого, А. Н.Майкова и Виктора Гюго. Многие выдающиеся композиторы — С. В.Рахманинов, А. К.Глазунов, Ц. А.Кюи, Э. Ф.Направник — писали свои произведения на слова К. Р.

Великий князь Константин (1858-1915гг.) родился в семье управляющего флотом и морским ведомством России великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I, брата императора Александра II.

По традиции императорской семьи ему предстояло стать военным. Константин Константинович плавал в эскадре морского училища, участвовал в боях против турецкого флота в 1877 году.

Много лет отдал армейской службе: командовал ротой гвардейского Измайловского экипажа, был командиром лейб-гвардии Преображенского полка, занимал пост генерал-инспектора военно-учебных заведений. «Жизнь моя и деятельность вполне определились,- записывал в 1888 году в своем дневнике великий князь,- Для других я — военный…для себя же я — поэт. Вот мое истинное призвание».

К.Р. вошел в литературу в начале 80-х годов. Это было время подъема интереса к поэзии, когда звучали имена А.К.Толстого, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова, А.А.Фета и других поэтов.

Первое опубликованное стихотворение К.Р. — «Псалмопевец Давид» — о юном Давиде, призванном ко двору царя Саула, чтобы успокаивать его пением и игрой на арфе, когда царя тревожил злой дух.

В этом утверждение высокого назначения поэзии, которой дана способность облегчать душевные муки и спасать от уныния. 70 стихотворений положены на музыку. Среди композиторов — П.Чайковский. С.Рахманинов, Р.Глиэр, А.Гречанинов.



C. Рахманинов "Задремали волны", стихи К.Р.

В поэзии К.Р. высокая романтическая настроенность соединяется с теплотой и искренностью, душевностью, с горячим стремлением ко всему, что несет человеческому сердцу любовь, свет и радость.


***


Когда меня волной холодной

Объемлет мира суета,

Звездой мне служат путеводной

Любовь и красота.


Великий князь был восторженным поклонником искусств во всех его видах: и в живописи, и в драматическом искусстве, и в музыке; был дружен с П.И.Чайковским. Сам был талантливым пианистом и композитором, положил на музыку не только ряд собственных стихотворений, но и произведения А.К.Толстого, А.Майкова, В.Гюго.

Великого Князя отличала широчайшая эрудиция. В должности вице-председателя (председателем была его матушка) он участвовал в деятельности Русского музыкального общества.

Был знаком с А. Г.Рубинштейном, переписывался с П. И.Чайковским, к которому относился с высочайшим пиететом, хотя виделись они всего раза два, да и то в сугубо официальной обстановке.

Пётр Ильич писал Великому Князю всегда подчеркнуто уважительно, обращаясь к нему не иначе как «Ваше Императорское Высочество». Переписка К. Р., к примеру, с Полонским или Фетом носила более непринуждённый характер.

На слова Великого Князя Чайковский написал несколько превосходных романсов, а Константин Константинович одним из первых исполнил прославленный Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

Сам К. Р. сочинил три романса на слова графа А. К.Толстого, А. Н.Майкова и Виктора Гюго. Многие выдающиеся композиторы — С. В.Рахманинов, А. К.Глазунов, Ц. А.Кюи, Э. Ф.Направник — писали свои произведения на слова К. Р.


Великий князь Константин Константинович Романов.
Романс «Не верь мне друг»

В сердце его неизменно жила любовь к родине. Тоска в разлуке с ней отразилась во многих его стихах:

Несется благовест… Как грустно и уныло

На стороне чужой звучат колокола.

Опять припомнился мне край отчизны милой,

И прежняя тоска на сердце залегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной

И словно слышится мне нашего села

Знакомый благовест. И ласково, и нежно

С далекой родины гудят колокола.


«Служил он этой родине верой и правдой со всех случаях, где только можно ей служить, — вспоминает хорошо знавший Константина Романова известный юрист и общественный деятель А.Ф.Кони, — и в этом отношении в его стихотворениях рассыпано очень много указаний именно на его желание служить родине всеми силами души.

Он так понимал русского солдата, он ценил его, ценил в нем те достоинства, которых не поймет и не оценит чуждый взор иноплеменный. Несмотря на его высокое положение, его отношение к нижнему чину было удивительно простым и сердечным.

Во всех стихотворениях, посвященных солдатам, чувствуется такое понимание солдатского горя и радости, что эти стихотворения сами по себе одни могли составить значительный вклад в русскую литературу».

Значительное место в творчестве К.Р. занимают переводы Гете, Шиллера, Шекспира, Мюссе.

Большим, искренним, глубоким и непоколебимым было религиозное чувство в душе Константина Романова. Это чувство определяет главную тему стихотворений «Молитва», «Не говори, что к небесам…», поэмы «Себастиан — мученик», драмы «Царь Иудейский» и др.



* * *

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?



Жизнь Константина Константиновича Романова богата многочисленными служебными и общественными делами. В 1889г. он назначается президентом Российской академии наук; в 1890г. избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.

Ученую деятельность он совмещал с обязанностями по военной службе. К этому прибавилось его почетное членство во множестве обществ: Географическом, Археологическом, Историческом, Российском музыкальном, университетов, библиотек, церковных братств.

Он с успехом играет в любительских драматических спектаклях главные роли Гамлета, Дон Цезаря и других. По воспоминаниям очевидцев, игра его отличалась простотой, необыкновенным одушевлением артиста.

Все, знавшие великого князя, отмечают его благородство, такт, сочувствие нуждавшимся. Им была создана постоянная комиссия помощи нуждающимся литераторам, художникам, музыкантам.

Он считал, что задача всякого истинного христианина в умении ставить себя на место другого. Во многих его произведениях звучит голос совести, он сам говорит: «О, если бы совесть в жизни уберечь». В одном из стихотворений К.Р. содержится смысл жизни, как он его понимал:


***

Поверь, мой друг, не страшно умирать,

Когда средь огорченья и страданья,

Средь испытаний и труда

Ни разу грешные уста

Не изрекали слов роптанья,

Когда умели нежною душой

Мы разделять чужое счастье,

Когда в печали, полные участья,

Мы жили радостью чужой,

Мы плакали чистосердечно

О горемычной участи людей

И относилися беспечно

К печали собственной своей.



Житейские волненья и тревоги не миновали великого князя. Судьба нанесла ему тяжелый удар: в боях первой мировой войны погиб его любимый сын Олег. Было подорвано здоровье и самого Константина Константиновича. Смерть освободила его от ужасного знания о последних днях его молодых сыновей, которые были сброшены живыми в шахту под Алапаевском в 1918г.

В одном из последних стихотворений он говорит:



***

Как знать, — неведомым крылом

Уж веет смерть и надо мною…

И если б с радостным челом

Отдаться в руки ей без боя

И с тихой, кроткою мольбою,

Безропотно, с улыбкой ясной

Угаснуть осенью безгласной

Пред неизбежною зимой.


Умер великий князь Константин Константинович 2 июня 1915 года, читая мемуары о великой княгине Елене Павловне.


false


Вера



Не говори. Что к небесам

Твоя молитва недоходна:

Верь, как душистый фимиам,

Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать

Излишних слов: но всей душою

Старайся с верой сознавать,

Что слышит Он, что Он с тобою.

Что для него слова? — О чем

Счастливый сердцем иль

скорбящий,

Ты ни помыслил бы — о том

Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей

Горела б только неизменно,

Как пред иконою священной

Лампады теплится елей.



Надпись на Евангелии



Пусть эта книга священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда

Эти глаголы чудесные,

Как отголоски небесные

В грустной юдоли земной

Пусть в ваше сердце вливаются

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой



Молитва



Научи меня, Боже, любить,

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!



Владимирской иконе Божией Матери

С какою кротостью

И скорбью нежной

Пречистая

Взирает с полотна!

Грядущий час

Печали неизбежной

Как бы предчувствует она!

К груди Она

Младенца прижимает

И Им любуется,

О Нем грустя..,

Как Бог Он взором

Вечность проницает

И беззаботен, как дитя!


Тебе, Воскресшему, благодаренье!


Тебе, Воскресшему, благодаренье!

Минула ночь, и новая заря
Да знаменует миру обновленье
В сердцах людей любовию горя.

Хвалите Господа с Небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славы несказанной.

Хвалите, сонм Бесплотных Сил
И Ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с Небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с Небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос!
Христос Воскрес!
И смерть попрал навеки!


* * *



Я баловень судьбы... Уж с колыбели
Богатство, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели,-
Рождением к величью я призван.
Но что мне роскошь, злато, власть и сила?
Не та же ль беспристрастная могила
Поглотит весь мишурный этот блеск,
И все, что здесь лишь внешностью нам льстило,
Исчезнет, как волны мгновенный всплеск?
Есть дар иной, божественный, бесценный,
Он в жизни для меня всего святей,
И ни одно сокровище вселенной
Не заменит его душе моей:
То песнь моя!.. Пускай прольются звуки
Моих стихов в сердца толпы людской,
Пусть скорбного они врачуют муки
И радуют счастливого душой!
Когда же звуки песни вдохновенной
Достигнут человеческих сердец,
Тогда я смело славы заслуженной
Приму неувядаемый венец.
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь,
Но тем, что песни русские, родные
Я буду петь немолчно до конца
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.



Колокола


Несется благовест... Как грустно и уныло
На стороне чужой звучат колокола.
Опять припомнился мне край отчизны милой,
И прежняя тоска на сердце налегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной,
И словно слышится мне нашего села
Знакомый благовест: и ласково, и нежно
С далекой родины гудят колокола.


Константин Константинович Романов (К.Р.) и Петр Ильич Чайковский

Колыбельная для Цесаревича. Это стихотворение - "Колыбельная" - было написано 4 марта 1887 года поэтом К.Р. /Великим князем Константином Константиновичем-старшим/ своему старшему сыну - князю Иоанну, в 1918 году принявшему мученическую кончину вместе с Великой княгиней Елизаветой Федоровной и остальными Алапаевскими мученикам.

Музыка - Ирины Болдышевой, написана 3 мая 2007 года, исполняет детско-юношеский хор преподобного Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх