На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Исаак Ильич Левитан.

Ирина Казанцева.

Исаак Ильич Левитан. 30 августа 1860.

К 155-летию со дня рождения.

«Был сейчас на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы», – писал в одном из своих писем А.П. Чехов.
В 90-е годы 19 века талант художника достиг расцвета, «великолепная муза» торжествовала.

Но путь к этому торжеству был очень труден.
И.И. Левитан родился в 1860 году в местечке Кибарты Сувалкской губернии. Когда семья переехала в Москву, 13-летнего Исаака отдали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажную мастерскую А.К. Саврасова. Знаменитый художник оказал на юного ученика огромное влияние, научил видеть подлинную красоту в обычных, скромных явлениях природы. Молодого Левитана заметил П.М. Третьяков: на одной из выставок он приобрел картину «Осенний день. Сокольники» До того, как стать известным художником, Левитан бедствовал и даже голодал, но его всегда поддерживали титанический труд и страстная жажда жизни.
В творчестве И.И. Левитана русский национальный пейзаж достиг своей вершины, обрел глубокое философское звучание. В изобразительном искусстве рубежа 19-20 веков к пейзажу возник особый интерес.

Если в предыдущих постах вы могли ознакомиться с великими, общепризнанными шедеврами Левитана, составившими его славу, то здесь представлены менее известные его работы. И они будут не менее интересны. Многие из этих произведений находятся в музеях далеких городов, а потому мало знакомы.

Коллекция Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск.

В виртуальной выставке участвуют семь произведений И.И. Левитана из собрания музея, а так же малоизвестный портрет Левитана работы Степанова А.С.


Степанов А.С.. Портрет И.И.Левитана. 1888
Рисунок с автографом Левитана
Бумага, карандаш. 21 x 13 см

Изо всех относящихся к этому периоду портретных набросков Степанова наиболее замечателен небольшой карандашный портрет Левитана В правом верхнем углу портрета дата: "24 янв. 88 г." Под портретом подпись: "Левитан", выше справа подпись Степанова. Этот небольшой, вероятно, очень быстро, на лету сделанный портрет Левитана достоин занять одно из значительных мест в иконографии художника. В этом маленьком наброске сказано о Левитане так много и так по существу. В портрете работы Степанова- спутанные волосы, впалые щеки и особенно угловатая линия плеча многое говорят о трудно прожитой молодости, о бедности, о заботах, о тяжелой болезни Левитана, еще не видимой для всех, но уже отмеченной зорким глазом художника. Страдальческая складка меж бровей, как бы обращенный внутрь себя лихорадочный взор бездонных печальных глаз вскрывают высокую одухотворенность образа художника, ничем не приукрашенного, но глубоко человечного.

Русский живописец Алексей Степанов (1858-1923).
Алексей Степанов - один из замечательных русских пейзажистов и анималистов конца 19-го и начала 20-го веков, близкий друг Чехова, Нестерова, Серова, Левитана, человек чистой души, доброго сердца и необычайной скромности. Но именно эта скромность привела к тому, что сейчас имя Степанова находится в тени его более именитых собратьев.


Одно из ранних – «Натюрморт с медным кувшином» (1880-е гг. Х., м. 49,6х39,9. Слева внизу: И. Левитанъ. Приобр. у частного владельца в 1946 году.)

В 1882 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества А.К. Саврасова сменил В.Д. Поленов. Возможно, в его мастерской была написана картина, находящаяся в музее. Натюрморт отличает красота колорита, тонкое чувство фактуры разнообразных предметов, нарядных тканей.
Подлинной стихией Левитана стал пейзаж «настроения», в котором состояния природы и человека сложно переплетались, одухотворяя друг друга.



В картине «Осиновая рощица. Серый день» (1884 г. Х., м. 38,5х 27,3. Слева внизу: И. Левитанъ. Приобр. в 1966 г. у частного владельца. ) изображен глухой уголок леса, заросший осинами. Деревья замерли в предчувствии грозы, едва слышен шелест листвы. Гаснущий свет пасмурного дня придает пейзажу мягкость, создает лирическое настроение.
В воздухе, наполняющем небольшой холст, чувствуется запах дождя. В пейзаже нашли отражение пленэрные искания, характерные для времени.
Как художника лирического направления, Левитана привлекают весна, осень, утро, сумерки, вечно меняющаяся стихия – вода.

В картине «Половодье» (1885 г. Х., м. 93,5х156,5. Слева внизу: И. Левитанъ 85. Приобр. у частного владельца в 1954 г. РЖ-721) широко разлившаяся река затопила деревянные строения на краю деревни. Низко нависшее над водой небо с клубящимися серыми облаками рождает в душе смуту и тревогу. Художник как будто предчувствует грозные события, надвигающиеся на Россию. В своеволии стихии ощущается присутствие могучих сил природы, перед которыми человек беспомощен и слаб.


Половодье

Любимый Левитаном осенний мотив звучит в картине «Осень» (1889 г. Х., м 45х75,7. Справа внизу: И. Левитанъ. Поступила в 1946 г. из БГМИВОВ. РЖ-699). Опушка леса. На пушистой, еще зеленой траве видны следы колес. Березки в золотом осеннем уборе кажутся особенно тонкими и хрупкими на фоне старых темно – зеленых елей. Пейзаж пронизан чувством грусти по уходящему лету.

Осень


Пейзаж «Осень» (1894 г. Х., м. 37,9х56,4. Справа внизу: И. Левитанъ 94 г. Приобр. в 1945 г. у частного владельца. ) близок по мотиву «крестьянским» пейзажам В. Серова и К. Коровина.

Хмурый осенний день, печальное серое небо. На первом плане – луг, заросший увядшей травой. Вдали – избы и опушка леса в ржаво-золотом наряде. Пейзаж написан в благородной серебристо-серой и охристо-коричневой цветовой гамме. В небольшой картине Левитан сумел создать поэтический образ России, отразить ее не яркую, щемящую душу прелесть.


«Цветущие яблони» (1896 г. Х. на к. 17х24,4.

На подрамнике надпись: Этюд И.И. Левитана. Удостоверяю И. Остроуховъ. Приобр. в 1959 г. у частного владельца.)
Левитан часто писал этюды деревьев в пору расцвета. В собрании музея находится этюд . Изображен уголок сада, освещенный теплым майским солнцем. Живопись этюда отличает такая свежесть и непосредственность взгляда, что кажется, мы чувствуем запах земли, молодой листвы, аромат распустившихся цветов яблони. Цветовая гармония коричневых, зеленых, белых тонов создает атмосферу праздника, в ней звучит радостный мотив весеннего обновления природы.

И.И. Левитан часто бывал за границей, посетил Италию, Францию, Германию,
Финляндию, Австрию.


Этюд «Альпы», находящийся в собрании музея, написан в 1897 году. (Альпы. Этюдъ. 1897 г. Х.,м.26,5х35,4. Справа внизу: Этюдъ моего брата И. Левитана А. Левитанъ. Приобр. в 1945 г. у частного владельца.).

С высокого холма открывается вид на цветущую долину, окутанную тончайшей зеленовато-сиреневой дымкой. Вдали возвышается вершина горы в сиянии вечных снегов. Нежная цветовая гамма создает светлое, торжественное настроение. Волшебная красота земли, гармония мира запечатлены в этюде кистью большого мастера.

Творчества художника можно поделить на этапы.

"Начало пути. Становление. 1870-е–1880-е".
Лучшие музейные собрания произведений И.Левитана.



Дорога в лесу Конец 1870-х — начало 1880-х Холст, масло42 x 66 Новокузнецкий художественный музей


В парке 1880Холст, масло Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина


Осень. Охотник 1880Холст, масло93,8 x 68Тверская областная картинная галерея


Лодка на берегу 1880-е Дерево, масло 18 x 25
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Костры 1880-е Холст, масло16,5 x 25 Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Пасека Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Аллея
Начало 1880-х Бумага на картоне, масло44 x 38 Ростовский кремль (музей-заповедник)



Березы. Опушка леса1880-е Картон, масло20 x 29,5Севастопольский художественный музей им. П. М. Крошицкого


Вечер. Дорога1881-1882 Холст, масло14,8 x 10,2Частное собрание


Пейзаж1883 Холст, масло42,5 x 74 Ростовский кремль (музей-заповедник)


Деревня на берегу реки1883 Холст, масло 59, 9 x 74 Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева


Лес зимой1880-е Картон, масло20 x 29,5 Севастопольский художественный музей им. П. М. Крошицкого


Лес. Солнечный день1883-1884 Холст, масло38 x 49,6 Государственный музей искусств Узбекистана


Дуб и березка1884 Холст, масло29 x 26Дом Чехова (Ялта)


Лесная река. Осень на реке Истра1885-1886 Холст, масло58 x 89 Одесский художественный музей


Три сосны 1886 Бумага на картоне, масло20,4 x 33,5 Частное собрание


Ай-Петри1886 Бумага на холсте, масло20 x 31,5 Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


В крымских горах 1886 Холст, масло17 x 26 Ульяновский художественный музей


Полдень.Конец 1880-х.Картон, масло16,2 x 23,6.Новокузнецкий художественный музей


Осенний лес 1886 Холст, масло 17 x 29 Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова


Крымский пейзаж 1887 Холст, масло73 x 97 Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Дом-музей Исаака Ильича Левитана).

"На Волге. 1887–1890".

Раскрытию дарования И.Левитана способствовали поездки на Волгу. С 1888 года, три года подряд художник жил в Плесе и путешествовал по приволжским городам. Этот раздел включает работы, принесшие И.Левитану широкую известность среди современников.


Волга с высокого берега 1887 Холст, масло20 x 34,5 Тверская областная картинная галерея


Вечер на Волге 1888Холст, масло22 x 33,5 Частное собрание


Баржи. Волга1889 Холст, масло17,5 x 29 Нижегородский государственный художественный музей


Юрьевец. Пасмурный день на Волге 1890 Холст, масло31 x 66 Серпуховский историко-художественный музей


Волга. Баржи 1890-е Холст, масло42,4 x 71,5 Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

"Поиски больших образов.» "Красота и радость природы. 1890-е".
Творчество И.Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, синтетичностью образов, богатейшим арсеналом художественных средств.


Избы, освещенные солнцем 1889 Картон, масло14,9 x 24,5 Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко


Пасмурный день 1890 Холст, масло32,4 x 57,3 Музей изобразительных искусств Республики Карелия


Деревня. Хотьково 1890-е Холст на картоне, масло17 x 34,8 Тульский областной художественный музей


Лесное озеро 1890-е Холст, масло48,8 x 80 Ростовский областной музей изобразительных искусств


На даче в сумерки 1890-е Холст, масло49 x 61 Ростовский кремль (музей-заповедник)


Лунный пейзаж 1890-е Холст, масло 29 x 39,5 Государственное
музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»


Постой в деревне 1890-е Картон, масло14,8 x 20,3 Пермская государственная художественная галерея


Сумрачный день. Жнивье. 1890-е Холст, масло71 x 123,3 Пермская государственная художественная галерея


Пасмурный день1890-еХолст, масло41,5 x 73Государственный Литературный музей


Дорожка.1890-е Холст, масло16 x 14 Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Дорога.1890-еХолст, масло22 x 29,6Владимиро-Суздальский музей-заповедник


Летний вечер. Река1890-1896 Дерево, масло41 x 71 Чувашский государственный художественный музей


Портрет Н. П. Панафидина 1891 Холст, масло88,5 x 71 Тверская областная картинная галерея


Осень 1891 Холст, масло 21 x 30 Государственный Литературный музей


Вечерние тени 1891-1894 Холст, масло73 x 125 Таганрогский художественный музей


Ранняя весна 1892 Картон, масло16,5 x 20,5 Полтавский художественный музей


Озеро 1893
Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Дом-музей Исаака Ильича Левитана)


На озере (Тверская губерния)1893 Холст, масло109 x 163 Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева


В лесу осенью 1894 Бумага, пастель 84 x 61,5 Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки


Серый день 1895 Холст, масло 43 x 67 Смоленский государственный музей-заповедник


Весна. Последний снег 1895 Холст, масло49 x 51 Частное собрание


Туман над водой 1890-е Холст, масло 40,4 x 63,4 Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

"Европейские впечатления. 1890-е".


Море у финляндских берегов 1896 (?) Картон, масло15 x 25 Иркутский областной художественный музей


Венеция. Рива дельи Скьявони 1890 Холст, масло 27,7 x 20,1 Частное собрание


Итальянский пейзаж 1890 Картон, масло 20 x 35,4 Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки


В Альпах весной 1897 Холст, масло50,8 x 85,3 Частное собрание


Альпы 1897 Холст, масло12 x 16,5 Нижегородский государственный художественный музей


Корниш. Юг Франции 1895 Холст, масло 95,5 x 128,5 Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой

"Последние годы. 1897–1900".

Поиск свежих художественных решений и проба сил в разных стилевых формах, включающих элементы модерна и символизма.
В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые». Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.


Сжатое поле1897Картон, масло59,5 x 73Национальная картинная галерея Армении


Последние лучи солнца. Осиновый лес1897Холст, масло63 x 56Частное собрание


Сумерки. Замок1898Холст, масло60,5 x 75Львовская галерея искусств


Дорога1898Холст, масло71 x 85Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д. Г. Бурылина


Солнечный день. У избы1898Холст, масло81 x 107Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Озеро. Весна1898Холст, масло91 x 59Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого


Порубка1898Холст, масло68 x 103,5Нижегородский государственный художественный музей


Осень. Река1898-1899Холст, масло32 x 46,5Частное собрание


Осень. Березки1899Картон, масло23,7 x 32,8Сумский художественный музей


Осенний лес1899Холст на картоне, масло32,4 x 30,8Сумский художественный музей


Ранняя весна1899Картон, масло13 x 22,5Днепропетровский художественный музей


Поля1899Картон, масло58 x 89Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых


Избы1899Холст, масло50 x 75Нижегородский государственный художественный музей


Дорога1899Холст, масло53 x 35,5Частное собрание


Тяга1899Бумага, пастель48,3 x 63Частное собрание



Въезд в деревнюКонец 1890-хКартон, масло66,5 x 84,5Ростовский кремль (музей-заповедник)


Буря. Дождь1899Холст, масло154 x 214Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.


Мостик. Саввинская слобода под Звенигородом, 1884 ГТГ

Левитан избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Левитан наполнил наш пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России — у нее появилось свое
неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа «Дом с мезонином»:

«На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве…»

Предыдущие посты:

Левитан. Картины раннего творчества
http://my.mail.ru/community...

Левитан. Плёс. Лето. Цветущий луг.
http://my.mail.ru/community...

Исаак Ильич Левитан. 4 августа 1900.
http://my.mail.ru/community...

Ссылка на первоисточник
наверх