Искусство

55 подписчиков

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Древний Рим – могущественная древняя цивилизация, получившая свое название от столицы – Рима. История Древнего Рима длится от основания Рима и до падения Римской империи.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Рим. Фотография.

Римская империя - это постреспубликанский этап развития цивилизации Древнего Рима, отличительными особенностями которой стали огромные территориальные владения в Средиземноморье и Европе, а также автократическая форма власти. История римской империи в рамках хронологии - это период от правления императора Августа (27год до н.э.) и по 476г.   
Официально все правители этой эпохи носили титул – римский император, но некоторые из них требовали также и титул dominus (господин), поэтому имперский период принято делить на доминат и принципат.
Конец II в. ознаменовывается прогрессивным, плодотворным и всесторонним процессом объединения античного мира. Однако процесс этот привел к снижению культурного уровня и ограничению свободы, проявившейся в III веке.  
В IV в. происходит религиозное объединение на базе христианства, победившего язычество.
В начале V века Рим захвачен варварами, вторгшимися в римские владения и уничтожившими государственную власть.

Окончательно империя раскололась на Восточную и Западную Римскую. Первая превратилась позднее в государство Византию, а последняя была уничтожен.
А с чего все начиналось?
Что касается искусства, то все мы с вами помним скульптурное изображение волчицы и двух вскормленных ею детей. Это талисман и визитная карточка Рима одновременно.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Статуя Капитолийской волчицы (лат. Lupa Capitolina) — этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до нашей эры и хранящаяся в Риме с античных времен.
Первое упоминание о Капитолийской волчице содержится в «Естественной истории» Плиния. Он пишет, что скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон уже пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией
Сейчас можно видеть копии этого изображения во многих местах Рима, и не только. Я первую свою волчицу, увиденную в Италии, обнаружила в Пизе, удобно устроившуюся на мраморной колонне, что
рядом с “падающей” башней,Если верить  "Римской истории от основания города" римского историка Тита Ливия (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.) и "Сравнительным жизнеописаниям" греческого писателя Плутарха (I в. н.э.), то Рим основан одним из братьев - Ромом. Второго брата, Ремула, Ром просто убил за посягание на право владения городом. Подробно и в картинах об этом можно узнать здесь http://39rim.ru/legenda_o_romule_i_reme.html - это большой сайьт не только о Капиталийской волчице и основании Рима, в обо всем, что связано с Римом и его достопримечательностями. Советую погулять по нему подробнее. А про основание города взято из книги А.А.Нейхардта “Легенды и сказания древнего Рима” (издательсьтво Правда, 1987 год). Прочесть можно здесь  http://www.lib.ru/MIFS/roma.txt_with-big-pictures.html.
Более короткий и обобщенный пересказ (толкование)   здесь: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/5322/Ромул  и по стрелкам ниже текста направо и налево- это “Основание Рима” и его история («Легенды и сказания древнего Рима»).
Будет интересно тем, кто “хочет знать подробности) - опять меня на анекдоты потянуло - не к добру это...

Продолжаем разговор…  
Про римлян. П.П. Гнедич во “Всемирной истории искусств”, пишет, что характер римлянина был не слишком симпатичным. Он отмечает жестокость как мужчин, так и женщин, властность и чинопочитаемость одновременно. Отец распоряжался детьми и рабами в равной степени, но был властен над сыном и его, сына, богатством, ровно до тех пор, пока сын не получит более высокую, нежели у отца, должность…    Интересно, это у них от Рома, или Ром приобрел в мифах черты типичного римлянина, предпочитающего войну всем удовольствиям мирной жизни.


Про римских женщин. Читаем у Гнедича: “На женщину- матрону целиком была возложена в Риме обязанность воспитания детей. Отсюда - то огромное влияние, которое имела женщина в семье…”, у него же о том, что когда на свет появлялся младенец, его пеленали, клали в колыбель и …. (вот тут-то и начинается необычное (прим. моё)) - клали рядом с ребенком меч с именем отца и топор с именем матери. Когда ребенок начинал стоять на ножках, на него надевали тогу.

Об образовании и воспитании. У Гнедича”  “Выйдя из попечения матери, ребенок начинал учиться в школах, куда ходил в сопровождении раба и где учились мальчики и девочки вместе. Собственно домашнее воспитание было более нравственное, чем образовательное: детям внушали религиозность, развивали патриотизм, учили ездить верхом, плавать и стрелять. Задачи римского воспитания были несколько иные, чем в Греции.Греки развивали не только силу, но и грацию, и пластичность движений. Рим требовал от гражданина только воинских доблестей, которые были идеалом всех доблестей”.  Изучали дети чтение, письмо, арифметику, истории, девочек учили пению. Так как по мнению Горация (имеющего прозвище “Вислоухий”), Греция, будучи побежденной Римом, сама подчинила Рим своим искусством, то в курс обучения был введен и греческий язык. Далее читаем у Гнедича: “Изучения чтения и письма представляло лёгкость потому уже, что слова писались так же, как и произносились. У практических римлян быстрота письма ценилась более, чем каллиграфия”.

О методах преподавания. Опять же читаем у Гнедича: “Самый процесс преподавания вёлся довольно строго. Если мальчик пропускал при учении одну букву, его секли. Один поэт (интересно, кто - прим. моё) рассказывает, что еще прежде, чем запоют петухи, воздух Рима оглашался криками мальчишек, наказуемых школьными учителями. Но в первом столетии до Рождества Христова этот обычай (сечь при мельчайшей провинности) был отменен. То есть в эпоху  Империи такого волюнтаризма в школах уже не наблюдалось. (Ой ли? Но у нас в сообществе есть и историки, и филологи, и преподаватели. Думаю, что они смогут рассказать, как дело обстояло на самом деле).

Про основную “национальную”  ИДЕЮ. Читаем у Гнедича: “Основная идея Рима - покорность главе рода, покорность безусловная, слепая.”  А основное требование толпы: “Хлеба и зрелищ”. Зрелища, это скачки со смертельными исходами, игры с гладиаторами…  А еще в Древнем Риме практиковалось жертвоприношение, в том числе и человеческое.(конец II - начало I-го столетий до н.э.).


Про религию. До признания христианства римляне поклонялись примерно тем же богам, что и Греки, только называли их немного иначе. Об этом имеет смысл читать у Куна или у Нейхардта. А еще римляне поклонялись египетским и восточным божествам, и это многообразие породило, по мнению Гнедича, как религиозную терпимость, так и безверие.  По мере ослабления религиозного чувства сами богослужения, обряды, проводимые в храмах, становились все помпезнее.

Про падение нравов и опять про женщину. Жертвоприношение превращалось в пиршество. Принесение человеческих жертв, практиковавшееся на рубеже 1-го века до н.э. было пресечено.  Сенат был вынужден издать специальный закон, воспрещающий человеческие жертвы. Падение нравов сказалось и на браке и отношении к нему. Читаем у Гнедича: “Чистота брака хотя и соблюдалась первое время у римлян, но во времена цезаризма, при  общем упадке нравственности, на неверность жены смотрели как на дело обычное и даже необходимое. Целый хвост поклонников считался признаком ума и красоты в большом свете, хотя и тогда мы встречаем примеры исключительные - благородного целомудрия матрон.”

Вот такими они предстают перед нами на древних фресках.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Про ИСКУССТВО.

Про литературу.
Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus) родился в 65 до н. э., умер в 8 году н.э. Переводился в России Ломоносовым, Державиным, Дельвигом, Пушкиным, Лермонтовым,Крестовским, Загорским, Давыдовым, Майковым, Тютчевым, Фетом, Борисом Пастернаком и многими другими...
Он автор многих произведений. Список столь велик, что лучше уж дам ссылку https://ru.wikisource.org/w.... Именно он стал "подстрекателем" Пушкина на стихотворение "Я памятник... и т.д.".

Привеу несколько фрагментов поэзии Горация, переведенных А.С.Пушкиным.
* * *
Царей потомок Меценат,
Мой покровитель стародавный,
Иные колесницу мчат
В ристалище под пылью славной
И, заповеданной ограды
Касаясь жгучим колесом,
Победной ждут себе награды
И и мнят быть равны с божеством .
Другие на свою главу
Сбирают титла знамениты,
Непостоянные квириты
Им предают молву." - перевод А.С. Пушкина,начало января 1833.

И еще пушкинский перевод:

Кто из богов мне возвратил
Того, с кем первые походы
И бранею ужас я делил,
Когда за призраком свободы
Нас Брут отчаянный водил ?
С кем я тревоги боевые
В шатре за чашей забывал
И кудри, плющом увитые,
Сирийским миром умащал ?
Ты помнишь час ужасной битвы,
Когда я, трепетный квирит *,
Бежал, нечестно брося щит,
Творя обеты и молитвы ?
Как я боялся! Как бежал!
Меня покрыл и вдаль умчал
И спас от смерти неминучей.
А ты, любимец первый мой,
Ты снова в битвах очутился...
И ныне в Рим ты возвратился,
В мой домик темный и простой...
((* Квирит - римлянин. ** Эрмий - бог Гермес.))

"Можно ли не слышать в них живого Горация!" - отозвался об этих стихах
Белинский.
Остальные фрагменты переводов можете добавить в комментариях.
Как-никак Гораций в истории искусства оценивается как представитель "золотого века" древнеримской литературы.

Изобразительное искусство для  римлян совсем не главное. Оно воспринимается ими как необходимая часть погребальной традиции (бюст или ск. портрет умершего для помещения его в семейный храм и хорошо украшенный рельефами саркофаг).

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Стенка саркофага. Сцена из мифа о Фаэтоне Древний Рим. 2 в. Мрамор.Эрмитаж.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Саркофаг с портретом умершего в раковине, поддерживаемой морскими кентаврами. Белый мрамор. Рим. II в. н. э. Рим, Церковь Сан-Крисогоно.

Про саркофаги можно подробнее прочесть здесь http://vittasim.livejournal.com/46319.html
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Недавняя находка археологов. Скульптурное изображение - портрет 4-х летнего мальчика, почившего в 20-40-х годах нашей эры.
Фрески  украшали полы дворцов,мозаики - стены помещений.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Медуза Горгона. Мозаика позднего римского времени (IV в.н.э.) в городе Сусс (Музей древнеримских фресок) в Северной Африке (Тунис).

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Римская фреска, 40-30 г. до н.э.
Ну и еще в эпоху Империи скульптурное  искусство было призвано иллюстрировать историю, да еще восхвалять Императоров.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Колонна Трояна
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.


Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.


Колонна Трояна, фрагменты барельефа, покрывающего всю её поверхность.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Конная статуя Марка Аврелия (2 в), найдена в эпоху Возрождения и воздвигнута на Капитилийском холме в Риме.

Архитектура Рима - пожалуй одна из самых интересных, но в то же время и знакомых тем. Колизей и Триумфальные арки известны по многочисленным фотографиям.

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Интересно само искусство строительства. Изобретением Рима является АРКА.

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Великолепны арочные акведуки, виадуки и просто мосты.

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.

Самый древний мост Рима - мост Фабричо
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
Подробнее об этом мосте  здесь: http://vilingstore.net/Arhi...

Любопытны также многоэтажные здания их бетона, Аппиева дорога, которой пользуются и по сей день. Сама и ходила по ней, и ездила. Асфальтовая дорожка, ведущая от шоссе к моему дому в Москве кажется мне гораздо более древней, а про дорогу при подъезде к даче и говорить не приходится, и это при ежегодном ремонте перед “НАШЕСТВИЕМ” - фестивалем рок-музыки в наших дачных местностях. На этой “дорожной теме” я, пожалуй, и закончу сегодня наш экскурс в Древний Рим”. Хотела найти знаменитый монолог Филиппова из “Карнавальной ночи”, но не вышло. Если у кого-то есть - покорнейше прошу в комменты…
Предыдущий ЛИКБЕЗ - О Древней Греции http://my.mail.ru/community...

Некоторые поправки, внесенные современными учеными.
Гладиаторы, Спартак, традиции, Игры и бои в Колизее - символе варварства

Еще один фильм о Древнем Риме. О боях гладиаторов и реальных гладиаторах

О конкретных гладиаторах, останки которых были найдены и подвержены тщательным исследованиям.

Говоря о римской литературе, прежде всего надо вспомнить Цицерона. Величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Его произведения -лучшие образцы римской прозы. Современниками Цицерона были римские поэты Катулл и Лукреций, его философская поэма «О природе вещей» представляла мир комбинацией атомов,давая понятие теории эволюции.
Древний Рим по Петру Петровичу Гнедичу (1855—1925). Ликбез.
1) Цицерон Марк Туллий 2) Катулл Гай Валерий Веронский 3) Тит Лукреций Кар

Особое слово -лирический поэт Овидий. Его мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках) являются памятниками европейского значения. Овидий оказал большое влияние на литературу средневековья и Возрождения. перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви».Не удержусь , приведу цитату -поучение для него (1) и для неё (2)
1)"Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке;
Не безобразь своей головы неумелою стрижкой —
Волосы и борода требуют ловкой руки;
Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью,
И ни один не глядит волос из полой ноздри;
Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкои
И из подмышек твоих стадный не дышит козел;
Все остальное оставь — пускай этим тешатся девки
Или, Венере назло, ищут мужчины мужчин."

2) Редко встречаешь лицо без изъяна. Скрывайте изъяны
В теле своем и лице, если под силу их скрыть!
Если твой рост невелик и сидящей ты кажешься, стоя,
Вправду побольше сиди или побольше лежи;
А чтобы, лежа не дать измерять себя взором нескромным,
Ты и на ложе своем тканями ноги прикрой.
Если ты слишком худа, надевай потолще одежду
И посвободней раскинь складки, повисшие с плеч;
Если бледна, то себя украшай лоскутами багрянца,
Если смугла—для тебя рыбка на Фаросе есть.
Ножку нескладного вида обуй в башмачок белоснежный;
Голень, что слишком худа, всю ремешками обвей.
Слишком высокие плечи осаживай тонкой тесьмою;
Талию перетянув, выпуклей сделаешь грудь.
Меньше старайся движеньями рук помогать разговору,
Ежели пальцы толсты или же ноготь кривой.
Не говори натощак, если дух изо рта нехороший,
И постарайся держать дальше лицо от лица.
А у которой неровные, темные, крупные зубы,
Та на улыбку и смех вечный положит запрет.
Трудно поверить, но так: смеяться—тоже наука,
И для красавицы в ней польза немалая есть.
Рот раскрывай не во всю ширину, пусть будут прикрыты
Зубы губами, и пусть ямочкой ляжет щека.
Не сотрясай без конца утробу натужливым смехом —
Женственно должен звучать и легкомысленно смех.
А ведь иная, смеясь, неумело коверкает губы,
А у иной, на беду, смех на рыданье похож,
А у иной получается смех завыванием грубым,
Словно ослица ревет, жернов тяжелый взвалив.
Что не подвластно науке? И смех подвластен, и слезы —
Каждая знает для слез время, и меру, и вид.

Правление императора Августа - «золотой век» римской поэзии. Гораций (о нём уже говорилось в посте), Вергилий (написал «Энеиду» по заказу Августа, воспевая историю римского народа и прародителей рода Августа).«Энеида» в 12 книгах, стала римским национальным эпосом.
Целое созвездие имен: писатели Апулей, автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх, сатирики Ювенал, Петроний, Лукион. Выдающимся писателем был Варрон, оставивший «Древности дел божеских и человеческих» (своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия). Его перу принадлежит 500 грамматических, историко-литературных произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений.

Славились в Риме и комедиографы - Плавт, Теренций, создавшие комедию нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. У Плавта было 130 комедий,до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, Плавт противопоставлял испорченность греков непорочности римлян. Комедии Теренция отличались точной характеристикой персонажей, мотивацией поступков и искусной драматургией. Раскрывая основные темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности),автор избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образованных читателей. Интересно, что жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагическое вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Почему? Не нашел эмоционального отклика у тех, кто жил но четким нормам права и рассудочным принципам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх