На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Живописец Осип Браз

Осип Браз - живопись и судьба.

БРАЗ Осип (Иосиф) Эммануилович родился 10 / 22 января 1873 в Одессе, умер 6 ноября 1936 в Лис-Шантильи, близ Парижа. Живописец. Автор самого известного портрета Антона Павловича Чехова, выполненного им по заказу Третьякова в 1898 году.




Учился Браз в Одесской художественной школе у К. К. Костанди, окончил ее в 1890 с большой бронзовой медалью. В 1891–1894 продолжил образование в Мюнхене, посещал частную школу Ш. Холлоши и классы рисунка в ИАХ. В 1894 переехал в Париж для совершенствования в живописи. Затем жил в Амстердаме и Гааге, изучал старых голландских мастеров. В 1895 поступил в АХ, в мастерскую И. Е. Репина, – в основном ради диплома, необходимого иудею для проживания в столице. В 1896 получил звание классного художника 1-й степени за портреты Д. Н. Кардовского, Ф. Э. Рушица, Е. М. Мартыновой и автопортрет. Портрет Мартыновой был отмечен премией МОЛХ и приобретен П. М. Третьяковым.


Браз Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой.


В 1890–1900-е создал цикл портретов русских художников: А. П. Соколова (1898), Н. Д. Кузнецова (1897), И. Я. Гинцбурга (1890-е), К. К. Первухина (1901), Л. О. Пастернака (1903), С. И. Иванова (1903).


БРАЗ Осип Эммануилович. Портрет Н. Д. Кузнецова. 1897. Масло.


Портрет А.П. Соколова 1898


Портрет художника Константина Первухина



Сергея Васильевича Иванова 1903 ГТГ


В 1897–1898 по заказу П. М. Третьякова работал над портретом А. П. Чехова, окончательный вариант которого был завершен в Ницце и стал наиболее известным портретом писателя. Исполнил много заказных женских портретов.



В 1900–1905 давал частные уроки живописи в своей студии на набережной реки Мойки, 112; занятия посещали П. Я. Павлинов, З. Е. Серебрякова, А. М. Белова, Н. Е. Лансере и др. В 1902–1904 преподавал в Рисовальной школе ОПХ.


Браз К вечеру (Пруд). 1900


Браз Осип Интерьер,1905


Портрет великого князя Константина Ковстантиновича


Браз Портрет великой княгини Елизаветы Маврикиевны (урождённая Элизавета Августа Мария Агнеса Саксен-Альтенбургская)


В 1907–1911 работал в основном во Франции. Под влиянием новейшего французского искусства значительно изменил живописную манеру в сторону упрощения композиции, активности цвета и декоративности, что особенно проявилось в пейзажах Бретани, позже – в пейзажах Крыма (1913) и Финляндии (1915–1917).


Финская деревня. 1915 г.


После дождя. 1915. Холст, масло. ГРМ

Участвовал в выставках ТЮРХ (1893–1894, 1897–1898, 1908, 1913) и МОЛХ (ежегодно в 1896–1899). В 1900 сблизился с кружком А. Н. Бенуа и стал постоянным участником выставок «Мир искусства» (ежегодно в 1900–1903, 1911–1917, 1922 и 1924); был членом комитета и казначеем объединения. В числе других мирискусников участвовал в выставках 36-ти художников (М., 1901, 1902) и СРХ (ежегодно в 1903–1906; член СРХ в 1903–1910; вышел с группой А. Н. Бенуа). Выставлялся в Париже, Вене и Риме. В 1914 был избран академиком.


Браз. Мать и сын 1896


После революции продолжал серию портретов художников (П. И. Нерадовский, М. В. Добужинский, И. А. Фомин, К. А. Сомов и др.)


Браз Портрет М. В. Добужинского (1922)

В 1922 на выставке «Мир искусства» его натюрмортам был отведен отдельный зал. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 1-й выставке картин Общины художников (Пг., 1921), а также в Выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда в Париже (1921, галерея Magellan) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922).


Браз портрет С.А.Бахрушина


Писал Осип Браз и натюрморты.







В 1918–1924 состоял ученым хранителем и заведующим отделом голландской живописи Эрмитажа. Занимался Браз и реставрацией полотен старых мастеров. Успеху в этой области способствовало его многолетнее коллекционирование картин старых мастеров, в первую очередь голландцев и фламандцев. В 1920–1924 руководил живописной мастерской в преобразованной АХ (ГСХМ, ВХУТЕИН).
4 июня 1924 был арестован по обвинению «в скупке картин и художественных ценностей, неофициальной экспертизе по закупке картин для вывоза их за границу и в передаче секретных сведений об экономическом и политическом положении СССР английскому представителю» и по постановлению Коллегии ОГПУ (от 16 марта 1925) был заключен в Соловецкий лагерь на три года.







Поэт и художник Максемилиан Волошин ходатайствовал перед Екатериной Пешковой об освобождении Браза. Вот его письмо:
"Я вчера получил письмо об отчаянном положении художника Браза. Это один из лучших русских портретистов, член «Мира искусства» и после А. Бенуа лучший знаток старой живописи в России. Уже восемь месяцев как он арестован. По слухам ему предъявили обвинение в экономическом шпионаже (!?). У него открылась чахотка в обоих легких. Сейчас его перевезли в Москву. Дознание и следствие вел тов. Азовский, и его заключение дано товарищу прокурора СССР Катаньяну на утверждение.
Не можете ли Вы чего-нибудь сделать для него, Екатерина Павловна? Погибает большая художественная величина. На днях Вы получите все сведения по его делу с ссылкой на меня.Максимилиан Волошин. """ - увы, не подействовало. А в это время у Браза умирает сын и уже иностранные деятели искусств пытаются повлиять на Екатерину Пешкову и Красный крест.
В январе 1926 досрочно освобожден с лишением права проживания в центральных городах и направлен в ссылку в Новгород, где занимался разработкой фондов и реставрацией памятников в Губернском музее. Написал в Новгороде много акварельных пейзажей и провел там персональную выставку.


В конце 1926 по ходатайству ленинградских художественных обществ получил разрешение вернуться в Ленинград и возобновил работу во ВХУТЕИНе и Эрмитаже.


При этом вся его художественная коллекция была описана и перемещена в Государственный музейный фонд. Впоследствии часть живописных произведений из нее попала в собрания Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; многое было распродано на западных аукционах в 1930-е.
В мае 1928 выехал в Германию, где жила его семья, в том же году переехал в Париж. Занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 провел в парижской галерее W. Hirshman персональную выставку, посвященную Новгороду. Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (V. Hirshman, 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Берлине (1930) и Праге (1935).
Все члены семьи болели туберкулезом в тяжелой форме. Потеряв жену (Лолла Эдуардовна, урожд. Ланцгоф) и обоих сыновей, последний год жизни провел в одиночестве. Похоронен на кладбище Банье в Париже. Представлен в ГРМ, ГТГ и других музеях России.


Браз Осип (Иосиф) Эммануилович.Портрет жены. 1906


Осип Браз Портрет графини Е. М. Толстой. 1900

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх