Женские образы из коллекции музея.
Приглашаю в Екатеринбургский музей ИЗО.
Зал Западноевропейского искусства XIV-XX в. в. примечателен полотном, принадлежащим кисти Паскуале Челомми (1851 — 1928).
Улыбающаяся молодая женщина в ярком народном костюме изображена стирающей белье. Картина так и называется - «Прачка».
Паскуале Челомми, провинциальный итальянский художник второй половины XIX – начала ХХ века, родившийся в маленьком городке Розето-делья-Абруцци на берегу Адриатического моря на востоке Италии.
Герои картин живописца – рыбаки, сапожники, торговцы, крестьяне. Он писал также морские и сельские пейзажи той местности, где жил и работал.
За светлый колорит его произведений и легкость исполнения другой итальянский мастер и современник Франческо Паоло Микетти назвал однажды Челомми «художником света».
Его портретные работы крайне лаконичны. Фигура прачки изображена на фоне побеленной кирпичной стены крупным планом, все внимание автора сосредоточено на женском лице и руках. Итальянка словно на мгновение отвлеклась от своего занятия и смотрит прямо на зрителя. Она одета в национальный костюм, состоящий из рубахи, рукава которой для удобства закатаны наверх, длинной широкой юбки, плотно облегающего фигуру корсажа, передника и шейного платка. Подобные платки, которые носили как женщины, так и мужчины, были распространенной деталью одежды в итальянских деревнях. Художником очень тщательно выписаны все детали: цветочный узор на накинутом на плечи платке, вьющиеся локоны волос, обрамляющие лицо, золотые серьги в ушах, каждая бусина на шее.
Челомми намеренно поместил модель на полотнетаким образом, чтобы в центре оказались ее крепкие мокрые руки, написанные удивительно натуралистично.
Впервые этот прекрасный образ девушки с натруженными от работы руками увидели посетители выставки, устроенной специально для провинциальных рабочих в 1888 году в городке Терамо провинции Амбруццо в центральной Италии. О чувствах художника к изображенной девушке говорит хотя бы тот факт, что сохранилось более двух десятков картин, изображающих образ этой девушки — музы художника. Вот здесь-то и кроется загадка картины, находящейся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В отличие от сохранившегося в Италии аналога, на екатеринбургском холсте художник… признался в любви к своей модели! Всмотритесь в фон работы, и вы обязательно увидите «прочерченное» на стене слово « amore ». Эта привязанность к своей модели закончилась в 1928 году, когда художник скончался от почечной недостаточности.
Свердловская картинная галерея приобрела картину художника В 1947 году Назвали в музее ее просто «Прачка». Едва ли не лучшее в уральских собраниях произведение европейского реализма конца XIX века сразу же заняло достойное место в залах галереи. Происхождение картины (сразу после Великой Отечественной войны) наводит на «трофейное» прошлое, ведь сам художник часто продавал свои работы заказчикам Мюнхена и Берлина.
Художник не просто нарисовал на картине понравившуюся девушку, он нарисовал свою землячку, ведь его родиной тоже была щедрая земля Амбруццо. Ко времени написания работы у него за плечами уже была учеба в Академии изящных искусств во Флоренции. Художника Челомми Паскуале наградили за его «Прачку из Терамо» на Международной итало-американской выставке в Генуе в 1892 году. Ныне же эта работа 1888 года хранится в Национальном музее Абруцци в Неаполе. Именно тогда-то в Генуе вероятнее всего и заказали ему авторское повторение. А вот эскиз к этой работе приобрела Пинакотека «V. Bindi».
Эскиз картины «Прачка из Терамо», 1888 г.
Второй зал отдан на откуп русскому искусству первой половины XIX века. Одна из самых известных картин, представленных здесь, – «Девушка с папиросой» Петра Заболоцкого.
Девушка с папиросой, 1830-е
Заболотский Петр Ефимович (1803-1866), русский живописец, художник-портретист, автор жанровых сцен, близких венециановской школе. Родился в 1803 году в семье мещанина в городе Тихвин. Уже в раннем детстве у Заболотского проявилась тяга к рисованию. Но родные не одобряли увлечения мальчика. Подростком Заболотский подрабатывал коробейником, потом устроился приказчиком.
Путь будущего живописца в большое искусство был нелегким. Заболотскому крайне повезло, что в жизни ему удалось встретить известного мецената, собирателя и ценителя картин русских живописцев Алексея Романовича Томилова, который был дружен со многими известными художниками той поры.
Томилов помог сыну мещанина поступить в 1826 году в Академию Художеств сначала в качестве вольноприходящего ученика, затем и окончить официальный курс обучения живописи. Учителями Заболотского в Академии были художники Александр Григорьевич Варнек и Алексей Егорович Егоров. Сильное влияние на формирование Заболотского, как художника, оказали Орест Адамович Кипренский, Алексей Гаврилович Венецианов и особенно Василий Андреевич Тропинин.
Петр Заболотский писал скромные правдивые портреты.
Мужской портрет, 1827,Тверская картинная галерея
«Портрет девушки в красном бархатном платье» 1842 Холст, масло 67х53,2 Государственный Русский музей
В 1836-1837 Заболотский обучал рисованию Михаила Юрьевича Лермонтова. Молодой поэт познакомился с Заболотским у своих родственников Философовых в Петербурге и, став офицером лейб-гвардии Гусарского полка, брал у художника уроки живописи.
Заболотский П.Е. Михаил Юрьевич Лермонтов, 1837, Третьяковская галерея.
В 1842-1848 годах Заболотский преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. В 1857 году за большой вклад в развитие бытового портрета Петр Ефимович Заболотский был удостоен звания академика. Картины художника, представленные во многих музеях России и за ее пределами, подтверждают высокую степень таланта Заболотского и его заслуги перед русским искусством.
В самом большом по размерам зале, третьем, царит искусство второй половины XIX века.
Передвижники и академисты, маринисты и пейзажисты. Обращают на себя внимание красочное, полное трагизма полотно Константина Флавицкого «Княжна Тараканова».
Флавицкий К.Д. Княжна Тараканова. 1862 ЕМУИЗО
Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) остался в истории русского искусства «художником одной картины». Отчасти это обусловлено его короткой жизнью, но в гораздо большей степени – необыкновенно серьезным и требовательным отношением к собственной живописи. Свидетельством этого являются этюды, эскизы и варианты прославившей автора «Княжны Таракановой», которые находятся ныне в различных музейных собраниях. За это полотно художнику было присвоено звание профессора исторической живописи, а в собрании известного коллекционера Павла Третьякова картина стала первым произведением на историческую тему.
Сюжетом своего большого холста Флавицкий избирает одну из легенд, связанную с именем мнимой княжны Таракановой. В 1774 году она появилась в Риме, объявив себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и ее фаворита А.Г. Разумовского и заявив о своих правах на русский престол. Властвующая императрица Екатерина II направила в Италию графа Алексея Орлова, который хитростью доставил иноземную авантюристку в Петербург. Ее заточили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где она умерла от чахотки в 1775 году. С такой версией Флавицкий мог познакомиться в статье М. Логинова из журнала «Русская беседа» за 1859 год. В действительности самозванка именовалась принцессой Владимирской, но народная молва присвоила ей титул княжны Таракановой и приписала гибель не от болезни, а во время печально знаменитого наводнения 1777 года, когда вода затопила тюремные камеры Петропавловской крепости, унеся жизни многих узников. Флавицкий сознательно берет за основу своего сюжета именно это предание, позволившее усилить драматический эффект происходящего и внести в картину гибели одной из политических жертв екатерининского царствования ассоциативную связь с арестами начала 1860-х годов молодых демократов, выступивших против существующего самодержавия.
«Княжна Тараканова» (1862) из собрания Екатеринбургского музея является первоначальным вариантом знаменитого полотна.
Различия между ними заключаются не только в размере холста, но и в самой образной трактовке – вариант 1862г. несколько меньше, а в лице и фигуре молодой женщины еще нет того захватывающего трагизма и последнего отчаяния, которые и сейчас заставляют зрителей замирать перед полотном в зале Третьяковской галереи.
Княжна Тараканова. 1864 Холст, масло. 245 × 187 см
Государственная Третьяковская галерея
Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».
Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения
На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, на которую в надежде спастись забираются крысы. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи. О чем она думает? Скорее всего – раскаивается, жалеет не прожитую жизнь. Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала, и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставлено сущности унылого настоящего.
А дышащее красотой и жизнью тело девушки контрастирует с приближающейся гибелью и ужасом, который застыл на ее лице. А как живописно автор картины выделяет яркое одеяние княжны и ее одеяло, сверкающее в солнечных лучах, на фоне мрачного и тусклого колорита, что делает картину еще трагичнее: вот он – отрывок из оборванной из-за собственной же ошибки жизни девушки, которая окружена смертью со всех сторон.
Картина Флавицкого в свое время вызвала большое недовольство царской семьи из-за разглашения истории, которая тщательно скрывалась от общественности, причем в такой форме. Но, несмотря на это, мастерски написанное полотно, в котором больше человечности, выразительности и правды, чем чего-то, хоть отдаленно бросающего тень на известную фамилию, не было уничтожено.
И последний женский портрет.
Илья Ефимович Репин: Женский портрет (Е. Д. Боткина). 1881
Илья Ефимович Репин – выдающийся русский художник и наставник целой плеяды талантливых художников, таких как В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин. Работая в самых разных жанрах живописи - историческом, бытовом, портретном, мастер создал немало произведений, ставших знаковыми для русского искусства.
Наряду с портретами замечательных деятелей искусства и культуры, Репин написал большое количество заказных портретов, в которых также проявил себя как непревзойденный мастер-реалист. «Портрет Елизаветы Дмитриевны Боткиной» был создан художником в 1881 году. Изображенная на нем особа являлась дочерью известного предпринимателя и коллекционера Дмитрия Петровича Боткина, племянницей Афанасия Афанасьевича Фета. В 1889 году Елизавета Дмитриевна вышла замуж за инженера Константина Густавовича Дункера, получив от Фета написанное по случаю бракосочетания любимой племянницы поздравительное послание. Чета Дункер вошла в историю русского искусства тем, что супруги «открыли моду на живопись М.А. Врубеля», решив украсить ею стены своего особняка на Поварской улице в Москве.
Но все эти счастливые события и хлопоты по устройству семейного гнезда еще впереди, пока же с репинского портрета на нас внимательно смотрит привлекательная своей молодостью девушка в бело-голубой пене платья, богато украшенного кружевами и цветами. Свежесть и естественность модели превосходно переданы мастером, они подчеркиваются внимательно написанными деталями эффектного туалета героини и преобладающими на холсте светлыми и легкими тонами. Здесь все дышит гармонией, красотой и покоем, а взятые из отцовской коллекции роскошные аксессуары и старинное массивное кресло, в котором так непринужденно сидит юная модель, намекают на ее принадлежность к богатому и почтенному семейству.
И ещё одна работа Репина, не совсем по теме. В начале августа в музее была репинская неделя.
И посетителям музея очень понравилось это произведение, особенно юным.
В собрании музея находится написанный в 1894 году своеобразный портрет домашнего питомца художника – собаки по кличке Пегас.
Несмотря на то, что Репин не был анималистом, немало рисунков и живописных произведений он посвятил своему любимцу - все они отмечены особым проникновенным чувством и подлинным мастерством.
Свежие комментарии