На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Смертная казнь в живописи.

Смертная казнь в живописи (часть 2)

Вторую часть моей «работы» о смертной казни в живописи, хочу начать с откликов на первую части. Но, прежде всего, хочу поблагодарить всех, кто откликнулся 6 и тех, кто написал комментарии, и тех, кто только отметился в рейтинге. Надеюсь, что на этот раз они и скажут что-то по теме.
А тема-то, по большому счету, не о смертной казни. Изображение смертной казним многими художниками – это лишь повод показать поведение человека в экстремальных условия, повод возвеличить тех, кто даже в последнюю минуту своей жизни проявляет твердость духа и величие. Всмотритесь еще раз в лица Суриковских стрельцов. Вот это люди! Разве казнь интересовала художника? А повстанец в белом на картине Гойи!
Да, действительно, некоторые художники идут по так сказать «документальному» пути. Но и в этом есть свой плюс - мы многое узнаем об исторических фактах, о костюмах, о, даже, манере поведения наших предков.
Я уже не говорю о том, что перед нами картины – произведения искусства, и мы не должны воспринимать их как документальные фотографии судебных фотографов. А композиция, а колорит, экспрессивность. Я могу еще понять, когда новички нашей группы не видят этого. Но те, кто уже давно в «живописной» теме, те, кто уже просмотрели множество наших подборок, те, кто знакомы не понаслышке с изобразительным искусством, его течениями, его приемами воздействия на зрителя – они-то почему вдруг забывают о том, что перед ними в первую очередь живописные полотна! Это я к Вам в первую очередь, Natalya Simonova. Вы всегда давали точные и толковые комментарии, причем именно по живописной части работ, а чем представленные хуже?
Елена Троценко, Вы считаете, что живопись это только ангелочки и целующиеся девушки? Нет, живопись – это жизнь во всех её проявлениях. Кроме того, живопись – как я уже писал выше – это искусство, со своими особенностями, традициями, ремеслом и прочим. А лебеди у прудочка – это не живопись, это эрзац-искусство.
Зюлькина Екатерина. О Вашем прекрасном примере – чуть ниже.
Ну а теперь приступим к самим картинам и их авторам. Но необходимое примечания - так уж получается, что большинство картин на тему мученичество христианских святых. Поэтому прошу вас не вглядываться в подробности казней и пытак, а всмотритесь в лица! Попробубцйте для себя решить – смог ли художник показать вам достаточно хорошо прекрасные лица людей, идущих на смерть ради своей веры.
Начнем со самой известной казни, которую широко применяла Священная Инквизиция – с аутодафе


Михаил Зичи "Аутодафе"
Что интересно – Михаил Зичи был придворным живописцем, и исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ). Им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В творчестве Михая Зичи имеется немало рисунков откровенного эротического содержания. И вдруг – вот такая работа. Посмотрите, как выписаны лица сжигаемых, сколько экспрессии в их позах, жестах. А цвет – это же почти монохромная живопись.


Берругете, Педро. "Святой Доминик, председательствующий на аутодафе"


Следующий вид смертный казни я соединил с известным явлением, не относящимся у казни, как таковой. Это - погребение заживо. Поэтому первая картина говорит именно о казни, а вторая - о драматической врачебной ошибке, едва не закончившейся трагедией. Вот и посмотрите: сценка о казни святого настолько не ужасает,( автор написал скорее просто-напросто хорошо выстроенную композицию) настолько бытовая сценка вызывает чувство ужаса.

Федерико Бароччи (1526?—1612). Мученичество святого Виталия



Антуан Вирц (1806—1865). Преждевременное погребение



Ну, а теперь приступим к виду казни, который оставил особенно большой след в живописи - бросания к хищникам. Вообще-то у нас в сообществе был мой пост, который назывался «Damnatio ad bestias» - предание зверям. Но найти его я не смог – поэтому как бы сокращенный вариант того поста.
Начнем с великого русского художника – Василия Поленова.


Василий Поленов. «Цезарская забава»

"Сюжет картины очень трагичен: молодая женщина в разорванном платье стоит, прижавшись к стене, а напротив нее – тигр, приготовившийся к прыжку. Он оскалил клыки, готовясь разорвать свою жертву. Сверху за сценой наблюдают римские патриции.
Мы видим ужас, который застыл на лице молодой женщины. Вся сцена идеально прорисована – видна каждая трещинка на камнях стен, среди которых происходит безмолвный поединок – женщины и тигра. Они находятся между двумя стенами, в тени. Наверху балкон, там светит солнце, и там стоят развлекающиеся зрители."(с)
Композиция и цветовое решение картины помогает глубже понять всю трагедию происходящего.



Федор Бронников «Мученик на арене цирка»

В этом полотне все по-другому. Автор очень прямолинейно противопоставляет фигуру мученика ( весь в белом) всем остальным: зрителем, которых мы не видим, а лишь угадывает по цветовым пятнам и тигру, которой тоже не прорисован. Никаких особых эмоций это полотно не вызывает. Чего нельзя сказать о следующей картине.



Брайтон Ривьер. «Даниил во рву львином»

Такая же, как у Поленова тщательность прорисовки. К слову, Ривьер был прекрасным анималистом.
Сказано в книге пророка Даниила: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. 23 Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.» Посмотрите, каким спокойным выглядит Даниил. Ни испуганным, ни молящим – он абсолютно равнодушен к кружащим вокруг него хищникам, ибо он веруют.



Константин Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее»

Ну, это типичный образчик классицизма, с заламыванием рук, с театральными позами, бьющими «на слезу». «Княжна Тараканова» во множественном варианте



Ж. Л. Жером. «Последняя молитва христиан перед казнью»

Работа виднейшего представителя французского «академизма», стоящего в одном ряду с Жаном Энгром, Александром Кабанелем, Уильямом Бугеро. Красивая картинка ни о чем. Ни мысли, ни идеи, ни движения – холодно, но профессионально безупречно.


А теперь работы русского академиста, который в свое время был, можно сказать, «властителем дум» и собирал огромные толпы восторженных почитателей на выставках.

Генрих Семирадский. «Христианская „Дирка“»
(Дирка — древнегреческая царица, поднятая на рога быком, здесь — в переносном смысле)


Генрих Семирадский. «Светочи христианства» (1876)
Сидя в своих садах, Нерон наблюдает за тем, как на столбах поджигают завёрнутых в tunica molesta христиан. (tunica molesta «тяжёлая, тягостная туника», - просмоленная одежда, применялась и при театрализованной казни сожжением)

Видите, как много общего с работой Жерома. Все очень красиво, профессионально написано, множество персонажей, но ни слова правды. Ни в одежде, ни в деталях, ни в целом. Представление богатых снобов 19 века о жизни в древнем Риме.


Теперь вернемся к картинам, прекрасно дополнившим мой первый пост. Я говорю о комментариях «***Ольга Анатольевна***» и «Зюлькина Екатерина». Ольга Антольевна выставила работы на тему казни Святого Себастьяна. Это работы ( по порядку) Андреа Монтеньи, Рубенса, Антонелло да Мессина, Тициан. Надо сказать, что количество работ на тему казни Святого Себастьяна измеряется десятками, если не сотнями. Любили художники этот сюжет!

Екатерина представила нам работу Сурбарана, изображающую Святого Лаврентия. Однако картина Тициана, на мой взгляд, более интересна.

Тициан. «Мученичество св. Лаврентия».
Великолепное полотно, полное настоящего трагизма!


Вот еще несколько картин на эту тему. И смотрите не на казнь, а на живопись. Я же искал лучшие работы!


Микаэл Коксие "Мученичество Святого Георгия"



Айн Брю "Мученичество Св. Кукуфаса"



Иеромоним Босх "Распятая мученица"


Мазаччо "Распятие апостола Петра"



Рубенс "Мученичество Св. Фомы"



Альбрехт Альтдорфер "Мученичество св. Флориана"

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх