Музыка русских принцесс. Мария Львовна Нарышкина(1766-1806)
Мария Львовна Нарышкина, в замужестве княгиня Любомирская (1766 — 1806) — дочь одного из ближайших к императрице Екатерине II придворных сановников; известная в своё время певица, музыкант и композитор.
Третья дочь обер-шталмейстера Льва Александровича Нарышкина (1733—1799), и жены его — племянницы графа Алексея Разумовского — Марины Осиповны Закревской (1741—1800).
С детских лет была приучена к придворной жизни. Получила хорошее домашнее образование, прекрасно играла на арфе, пела и сама сочиняла песни.
Предположительно ей принадлежат слова двух популярных в своё время «русских песен», так называемых «нарышкинских» — «По морям, по горам» и «Ах, зачем, к чему это было». Обе песни были опубликованы в сборнике Трутовского и получили широкую известность. Вслед за этой публикацией они были перепечатаны в сборниках Львова, И.-К. Шнора и И. Прача. Без изменений они печатались и в дальнейшем в других песенниках XVIII — начала XIX века.
Пользовалась известностью в обществе в качестве певицы. От пения Нарышкиной приходил в восторг сам Державин и посвятил ей несколько произведений, воспев её под именем Эвтерпы.
Пой, Евтерпа, дорогая!
В струны арфы ударяй,
Ты, поколь, весна младая,
Пой, пляши и восклицай.
Ласточкой порхает радость,
Кратко соловей поет;
Красота, приятность, младость –
Не увидишь, как пройдет.
Время все переменяет:
Птиц умолк весенний свист,
Лето знойно пробегает,
Трав зеленых вянет лист;
Идет осень, златовласа,
Спелые несет плоды;
Красно-Желта ряса
Превратится скоро во льды.
Марс устанет – и любимец
Счастья возьмет свой покой;
У твоих ворот и крылец
Царедворец и герой
Брякнут кольца золотые;
Ты с согласия отца
Бросишь взоры голубые
И зажжешь у них сердца
С сыном неги Марс заспорит
О любви твоей к себе,
Сына неги он поборет
И понравится тебе;
Качества твои любезны
Всей душою полюбя,
Опершись на щит железный,
Он воздремлет близ тебя.
Поэт Державин был тоже влюблен в Марию Львовну и написал о своих чувствах в стихотворении "Анакреон у печки"(1795).
Случись Анакреону
Марию посещать;
Меж ними Купидону,
Как бабочке летать.
Летал божок крылатый
Красавицы вокруг,
И стрелы он пернаты
Накладывал на лук.
Стрелял с ее небесных
И голубых очей,
И с роз в устах прелестных,
И на груди с лилией.
Но арфу как Мария
Звончатую взяла,
И в струны золотые
Свой голос издала, –
….
Анакреон у печки
Вздохнул тогда сидя,
“Как бабочка от свечки
Сгорю, – сказал – и я”.
Об её красоте, уме, замечательном голосе и способности к танцам сохранилось немало воспоминаний. Барышня Нарышкина плясала казачка так, что приводила всех в восторг «с большим воодушевлением и изяществом, весьма удачно заимствуя многие па английского «хорн-пайпа» (матросский танец); «как плавны её движения, движение её плеч и талии! Они способны воскресить умирающего», — писал венесуэлец Ф. Миранда.
В 1785 году в Нарышкину влюбился Г. А. Потёмкин, который почти никуда не выезжал, но часто бывал в доме её отца. По отзыву графа Сегюра, он «настойчиво и странно ухаживал за Марией; посреди всех посторонних он всегда был как будто бы наедине с нею». Их платонический роман длился несколько лет. В марте 1791 года граф А. А. Безбородко писал в Лондон своему племяннику В. П. Кочубею, что князь Потемкин «всякий вечер проводит у Нарышкина, где принимают людей с разбором, в городе уверены, что он женится на Марии Львовне».
Но надежды Нарышкиных так и не оправдались, в октябре 1791 года князь Таврический умер. Только через несколько лет (около 1800 года) Мария Нарышкина, как и её сестры, вышла замуж за поляка. Она стала третьей женой богатого князя Феликса Любомирского (1747—1819). Этот поздней брак не принес ей счастья.Свою судьбу Мария Львовна рассказала в сочиненных ею песнях:
Ах, на что ж было, да к чему ж было по горам ходить,
Ах, на что ж, да к чему ж было соловья будить?
У соловьюшки, у соловьюшки одна песенка,
У меня младой, у меня ж младой, один старый муж!
Ее песни несут печать большого таланта, что подтверждают современники. Она росла в семье талантливых людей, где всегда были музыка, народные песни, поездки в дальние имения, где они слушали украинские и русские песни, особенно в Курской губернии, которая славилась своими "курскими соловьями".
Поэтесса грустила о том, что у нее старый муж, она ж мечтала встретить "друга милого". Ее народная поэзия получила широкую огласку, известность, например, в одной комической опере были использованы некоторые песни Нарышкиной Марии Львовны.
https://my.mail.ru/mail/andrei.oficerov/video/61101/61116.html
По горам, по горам,
и я по горам ходила,
и я по горам ходила.
Все цветы, все цветы,
и я все цветы видела,
и я все цветы видела.
Одного, одного,
одного цвета нет как нет,
одного цвета нет как нет.
Нет цвета, нет цвета,
ах, нет цвета алого,
ах, нет цвета алого.
Алого, алого,
моего цвета прекрасного,
моего цвета прекрасного.
По двору, по двору,
и я по двору ходила,
и я по двору ходила.
Всех гостей, всех гостей,
и я всех гостей видела,
и я всех гостей видела.
Видела, видела,
одного гостя нет как нет,
одного гостя нет как нет.
Нет гостя, нет гостя,
ах, нет гостя милого,
ах, нет гостя милого.
Милого, милого,
моего друга любезного,
моего друга любезного.
Аль ему, аль ему,
аль ему ли служба сказана,
аль ему ли служба сказана,
Аль ему, аль ему,
аль ему ли государева,
аль ему ли государева.
Али мне, али мне
в своем доме воли нет,
в своем доме воли нет.
Али мне, али мне
послать было некого,
послать было некого.
Я сама, я сама,
я сама к другу поехала,
я сама к другу поехала.
Я сама, я сама,
я сама с другом простилася,
я сама с другом простилася:
"Ты прости, ты прости,
ты прости-прости, сердечный друг!"
Приятного всем прослушивания!
PS:Подробнее про отношения с Григорием Потёмкиным можно прочесть здесь
http://www.ermanok.net/news...
Свежие комментарии