На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Третьяков и Третьяковка.

Наталья Касьяненко:

Третьяков и Третьяковка.

27 декабря 1832 года родился Павел Михайлович Третьяков, русский купец-предприниматель, фабрикант, меценат, собиратель произведений искусства...

1901 И. Репин. Посмертный портрет П.М.Третьякова.
живописи и создателя первого публичного, доступного всем, художественного музея в Москве.



Многие связывают имя Третьякова только с созданной им галереей. Но это был человек широкой души: он принимал активное участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, много делал для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и в учебном процессе, в строительстве и ремонте зданий. Он помогал И.В. Цветаеву в создании Музея изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Невозможно перечислить всех благотворительных дел П.М. Третьякова. Это были многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Например, он оказал материальную помощь экпедиции Н.Н. Миклухо-Маклая.
Па́вел Миха́йлович Третьяко́в (15 декабря 1832 года, Москва — 4 декабря 1898 года, Москва) — российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб. (сведения Википедии).



Друзья прозвали Павла «отшельником». Молчаливый, сдержанный, даже замкнутый, Павел любил уединение. Много читал, подолгу рассматривал гравюры, постигал тонкости семейного дела. Тихо, но твердо просил домашних, чтобы не отрывали его от занятий: сам выйдет из комнаты, когда освободится...

Павел Третьяков часто посещал к лавкам букинистов на Сухаревской площади. Листал книги и придирчиво посматривал на ряды картин, выставленных на пролажу: Ренуар, Тициан, Рафаэль... Про Сухаревку говорили: там можно и «Рембрандта купить, да трудно потом сбыть...»


В 1854 он купил первые там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.


Н.Шильдер. Искушение. 1857. Холст, масло. За эту картину в 1857 году художник получил первую серебряную медаль. ГТГ. Приобретена П.М.Третьяковым в 1858 году


В.Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Холст, масло. ГТГ. Приобретена П.М.Третьяковым в 1856 году у автора. Первое приобретение П.М.Третьякова


Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

«...Дня меня, — писал он, — истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие...»
Коллекция его расположилась в его же семейном доме, где и сейчас экспонируюстся картины.


Дом третьяковых в Толмачах (Лаврушинский пер.)

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты.
Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872—1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 — третья, в 1892 — четвертая.



А.Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. 1834. Эскиз картины (1835), находящейся в ГРМ, за которую художник удостоен звания академика. Холст, масло. ГТГ. Приобретен П.М.Третьяковым в 1877 году

Одним из первых в стране Третьяков стал выпускать специальное льняное полотно — под холст для картин. Оно было высокого качества и очень ценилось художниками. В Московском и Александровском училищах у Павла Михайловича были стипендиаты — они получали стипендию все время, пока учились. Для глухонемых детей Третьяков купил здание с большим садом. В этом училище были устроены слесарные, столярные, сапожные и рукодельные мастерские. Он следил за тем, чтобы учеников хорошо кормили и одевали, всегда сам присутствовал на экзаменах: был доброжелателен, но строг.


В.Перов. Автопортрет. 1870. Холст, масло. ГТГ. Приобретен П.М.Третьяковым

Помогал Павел Михайлович и семьям погибших во время Русско-турецкой войны.

«Да, я трачу на картины, — говорил он, — но деньги идут художникам, которых жизнь не особенно балует...»

Академия художеств прислала Третьякову почетный диплом, в котором ему выражалась признательность за эту помощь.


В.Перов. Сельский крестный ход. 1861. Холст, масло. ГТГ. Приобретена П.М.Третьяковым в 1861 году у автора

Величайшей заслугой Павла Михайловича В 1860-е годы было созданне портретной галереи деятелей русской культуры. Воплотить этот замысел ему помогали лучшие русские художники: Перов, Крамской, Ге, Репин... В одном из писем Третьякову Репин написал: «Портреты, находящиеся у Вас, представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов...»


И.Репин. Портрет Л.Н.Толстого. 1887. Холст, масло. ГТГ.




И. Репин «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880). ГТГ



Н. Н. Ге. «Портрет писателя Л. Н. Толстого». 1884 г. ГТГ



Перов Василий Григорьевич
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872 ГТГ



Перов Василий Григорьевич Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1872 ГРМ



Перов Василий Григорьевич
Портрет А.Н.Островского, 1871 Х., м. 103,5х80,7 ГТГ



Перов Василий Григорьевич.
Портрет писателя Владимира Ивановича Даля. 1872 Х., м. 94х80,5 ГТГ




Перов Василий Григорьевич Портрет А.Н.Майкова. 1872 Х., ГТГ



Крамской Иван Николаевич. Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878



Крамской Иван Николаевич
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.1873

. Инициатива создания портрета Толстого принадлежала Крамскому, что, впрочем, соответствовало давнему желанию Третьякова. Портрет написан в имении Ясная Поляна.


Всей семьей долго уговаривали Павла Михайловича не отказываться от предложения Крамского написать его портрет. Наконец он согласился: из-за болезни Третьяков не ходил в контору. Но просидел, позируя, всего два-три сеанса: неотложные дела не оставляли свободного времени.


И.Крамской. Портрет П.М.Третьякова. 1876. Холст, масло. ГТГ. Приобретен П.М.Третьяковым в 1876 году у автора

Портрет не был завершен, но Крамскому удалось передать спокойствие, скрытность, внутреннюю энергию, мягкость и решительность этого замечательного человека— Павла Михайловича Третьякова.

Современники с уважением говорили: «Без шума, без вылезания в первые ряды... скромно и тихо совершал он хождение по мастерским и студиям, молчаливо выслушивая все, что говорили ему художники... молчаливо вынашивал твердое решение и вершил свою задачу, ни разу, ни на один шаг не сбившись в сторону...»





И.Крамской. Христос в пустыне. 1872. Холст, масло. ГТГ.
Приобретена П.М.Третьяковым в 1872 году у автора до открытия 2-й передвижной выставки



В.Поленов. Бабушкин сад. 1878. Холст, масло. ГТГ. В 1892 году поступила по завещанию С.М.Третьякова.



И.Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Холст, масло. ГТГ.
Приобретена П.М.Третьяковым в 1880 году у автора со 2-й выставки МУЖВЗ





В.Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. ГТГ.
Приобретена П.М.Третьяковым в 1887 году у автора



И.Репин. Не ждали. 1884–1888. Холст, масло. ГТГ.
Приобретена П.М.Третьяковым в 1885 году у автора



В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы



В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения. Как попечитель, он приобретал картины на выделяемые городом средства, а также продолжал дарить приобретенные им самим. В ноябре 1898 г. Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо.
4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался.



Но самым лучшим памятником для Павла Михайловича стала его знаменитая на вест мир Третьяковка, продолжающая жить и развиваться не только в ХХ веке, но и в наше, сегодняшнее время.





С 1986 по 1995 гг. проходила реконструкция галереи. Обновленное основное здание значительно расширило экспозицию древнерусского искусства, выделились залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX–XX веков, графика экспонируется в специально оборудованных залах со специальным освещением, появилась «Сокровищница», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах.


Зал А.Иванова. Перед “Явлением Храста народу”.







Застройка внутренних двориков помогла создать новые залы для картин Брюллова, Иванова, Крамского, Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (1896).








На Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам.






Павел Михайлович принимал активное участие в деятельности Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Много делал он для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и входя во все тонкости учебного процесса, строительства и ремонта зданий. По просьбе И.В.Цветаева Третьяков внес свой вклад и в создание Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).


Грамота об избрании П.М. Третьякова Московской городской Думой почетным гражданином Москвы. 1896

Виртуальная прогулка по ГТГ:

https://click.my.mail.ru/redir?u=https%3A%2F%2Fwww.google.co...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх