Искусство

53 подписчика

Свежие комментарии

  • Даша Кучер
    Прекрасная статья, спасибо автору! Хотел бы добавить, что традиции европейской фарфоровой мануфактуры продолжил затем...Фарфор из коллекц...
  • Татьяна Бабуркина
    Обожаю, обожаю его голос! Люблю смотреть на его исполнение. Завораживает ...ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...
  • alexander
    Сбежал от государственных громил...Гликман Гавриил Д...

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.

В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти - 
произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на 
целый жанр средневекового искусства. В работе Гольбейна Смерть все еще 
(по традиции Плясок Смерти) агрессивна, тем не менее она уже не танцует с
мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей.   " В 
Средние Века в работах художников доминировала парижская версия Танца 
Смерти, но с 1538 года работа Гольбейна становится эталоном. Серия из 41
гравюры на дереве была создана приблизительно в 1526 году и 
опубликована двенадцатью годами позже в Базеле. Гольбейн был не первым 
кто использовал технику резьбы по дереву вместо традиционной фрески для 
создания Танцующей Смерти. Но изменив материал, Гольбейн преобразовал и 
нравоучительный потенциалсвоей работы. Теперь люди могли постигать уроки
Смерти в одиночестве, читая книгу, а не толпой разглядывая большую 
фреску. 
    Композиция Танце Смерти Гольбейна тоже изменилась: 
Смерть теперь не вела танец, а появлялась в различные моменты 
повседневной жизни. Сам Гольбейн жил во времена Реформации и 
Крестьянских войн (1524) на юге современной Германии. Его 
гуманистические убеждения хорошо просматриваются в созданном им Танце 
Смерти, в котором Смерть чаще всегда вершит правосудие, обличая алчность
и злоупотребление властью. 

    За первыми четыремя гравюрами со
сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих 
музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за 
ним еще 34 жертвы.Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим 
знаком Смерти закрывают цикл.

    Явление Смерти происходит, 
когда Адама и Еву изгоняют из Рая.
Снаружи их ждет ликующая Смерть. 

Отныне каждый человек должен умереть. 

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.


 
  В своей Пляске Смерти Гольблейн часто использует образ песочных 
часов, символизрующий течение времени. Они впервые появляются в сцене из
Бытия, где Адам обрабатывает землю (а Смерть ему помогает), а Ева 
кормит грудью Каина. В двадцати пяти сценах из тридцати пяти 
присутствуют песочные часы.
    В нескольких картинах 
антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например в сцене с Папой 
Римским, который еще не знает, что Смерть пришла чтобы забрать его в 
самый важный момент его жизни - во время коронации Императора.

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.


 
  Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение 
тщеславием.     На другой картине Смерть появляется в момент, продажи 
кардиналом индульгенции.

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.


    Епископ выглядит очень растерянным, когда Смерть берет его под руку и ведет сквозь стадо овец. 

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.


   Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности. 

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.


 
 Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, молящуюся в своей 
богатой комнате и похотливо поглядывающую на любовника. Смерть 
появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу 
монахини... 


Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.




 
  Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми 
персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство 
духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у
Гольбейна сарказма. В то время и в городах, и в сельской местности 
низшие слои духовенства были симпатичны бедноте, так как были далеки от 
напыщенности и богатства клерикальной элиты. Симпатия Гольбейна к 
беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием 
богачей. 

    Герцог отталкивает женщину и её ребенка. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



    Адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



    Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



    Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.

 
  Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает 
корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его 
Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что 
символизирует его неспособность к принятию верного решения. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



 
  На другой картине Смерть склоняется над Судьёй чтобы забрать его жезл
- символ судейского долга. Судья же, готовый принять взятку богача, 
даже не замечает этого. Для суда деньги значат больше чем справедливость
И бедный всегда проиграет дело. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



 
  Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо, 
пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может 
предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, 
Доктор умрет сам. Как и его пациенты.



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



 
  Рыцарь, Дворянин и Граф, которые прославились в великих битвах 
(восновном против крестьян - подавляя бунты), теперь сталкиваются с 
гораздо более опасным и непобедимым оппонентом - Смертью. Дворянин 
отчаянно пытается защитить себя, но могила под его ногами недвусмысленно
намекает на исход противостояния. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



    Смерть с легкостью пронзает Рыцаря его же копьем. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



Граф убегает в ужасе, в то время как Смерть в одежде крестьянина ломает его гербовый щит.



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.



    Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель провосудия. Она жестока когда отнимает ребенка у его семьи. 



Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.


Любопытно,
что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, 
она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед 
едой. 

      


    Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.


     



 
  На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что 
обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в
него, преодолевают Смерть.






 
  Ниже приведен список гравюр гольбейновской "Пляски Смерти" (41 
гравюра). В оригинале каждая из них содержала также цитату из Библии на 
латыни. 

1 - Сотворение (Creation)
2 - Искушение (Temptation)
3 - Изгнание Адама и Евы из Рая (Expulsion of Adam and Eve)
4 - Адам возделывает землю (Adam tills the soil)
5 - Кости человечества (?) (Bones of all men)
6 - Папа Римский (Pope)
7 - Император (Emperor)
8 - Король (King)
9 - Каридинал (Cardinal)
10 - Императрица (Empress)
11 - Королева (Queen)
12 - Епископ (Bishop)
13 - Герцог (Duke)
14 - Аббат (Abbot)
15 - Аббатисса (Abbess)
16 - Дворянин (Nobleman)
17 - Канонник (Canon)
18 - Судья (Judge)
19 - Адвокат (Advocate)
20 - Сенатор (Senator)
21 - Проповедник (Preacher)
22 - Священник (Priest)
23 - Монах (Monk)
24 - Монахиня (Nun)
25 - Старуха (Old woman)
26 - Врач (Physician)
27 - Астролог (Astrologer)
28 - Богач (Rich man)
29 - Торговец (Merchant)
30 - Моряк (Seaman)
31 - Рыцарь (Knight)
32 - Граф (Count)
33 - старик (Old man)
34 - Графиня (Countess)
35 - Дворянка (Noblewoman)
36 - Герцогиня (Duchess)
37 - Уличный торговец (Peddler)
38 - Пахарь (Ploughman)
39 - Ребенок (Child)
40 - Судный день (Last Judgment)
41 - Герб Смерти (Escutcheon of Death)

 
  В 1545 году, в пятом лионском издании Пляски Смерти Гольбейна ряды 
"танцующих" пополнились. 12 новых персонажей скорее всего были 
нарисованы не Гольбейном, а неизвестным художником, который позже 
добавил их к оригинальным сценам. Между Ребенком (39) и Судным днем (40)
здесь появляются:

42 - Солдат сражающийся со Смертью. Мертвые воины лежат у их ног. На заднем плане скелет играет на барабане.
43 - Смерть и Демон вместе нападают на Игрока
44 - Смерть вливает вино в рот Пьянице
45 - Смерть тянет Глупца за одежду, одновременно играя на волынке.
46 - Смерть не дает Разбойнику ограбить старую женщину (как благородно с её стороны!). 
47 - Смерть ведет Слепого, ухватив его трость.
48 - Смерть ломает телегу Возничего, который не теперь не может управлять ею.
49 - Больной бродяга просит мылостыню на улице (Но Смерти здесь нет!)
- далее идут четыре гравюры, изображающие "путти" ("putti" - полнотелые ангелочки)

 
  В 1562 и снова в Лионе очередное переиздание включало в себя еще 
четыре гравюры. Между Пахарем (38) и Ребенком (39) появились:


50 - Невеста, танцующая со Смертью. Справа изображен трубадур играющий на лютне.
51 - Жених и Смерть.


 
  Это переиздание включало и 12 картин из переиздания 1545-47 года. 
Итого 54 гравюры, что является самым большим сборником "Плясок Смерти" 
за всю историю.  

 
  Гольбейн также создал Алфавит Смерти и занимался оформлением ножен 
для кинжалов, изображая на них  Пляску
Смерти.


http://gravures.ru/publ/gravjury/quot_pljaska_smerti_quot_gansa_golbejna/3-1-0-21

ссылка на не менее замечательный пост Сергея Зарипова про знаменитую картину Гольбейна "Послы"http://my.mail.ru/community...
http://my.mail.ru/community...

Ганс Гольбейн. Пляска Смерти.
Гольбейн Ганс, "Послы" http://my.mail.ru/community...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх