На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Русский художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА И. С. ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ (1873 — 1954)

Сегодня день рождения русского художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова (1873-1954).


А.И. Вахрамеев. Портрет И.С. Горюшкина-Сорокопудова. 1900-е годы. Картинная галерея имени К. А. Савицкого, Пенза.


Сычков Ф.В. Портрет И.С. Горюшкина-Сорокопудова.


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Автопортрет.


Творчество Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова с полным основанием можно рассматривать как некое звено, соединившее «век нынешний и век минувший». Это был художник, через всю свою долгую жизнь пронесший незыблемыми принципы передвижничества. Ни в годы расцвета «Мира искусства», ни в пору «Бубнового валета» или «Голубой розы», ни позднее, во время распространения конструктивизма, его не коснулось ни одно из новых веяний искусства XX столетия. А между тем он родился и вступил в художественный мир в те же годы, что Рерих и Бенуа, Добужинский и Кончаловский, Борисов-Мусатов и Петров-Водкин...

В 1890 году бывший буфетный мальчик Иван Горюшкин (фамилия Сорокопудов прибавилась к его собственной, когда круглого сироту приютили у себя дальние родственники Сорокопудовы) поступил в Астраханскую художественную школу, основанную учеником знаменитого Перова — П. А. Власовым. Так началась для него пора ученичества, продолжавшаяся с 1895 года в Петербурге в Академии художеств, где произошли к тому времени разительные перемены.
К воспитанию молодого поколения были привлечены выдающиеся реалисты — Репин, Шишкин, Куинджи, В. Маковский, Матэ. Мастерская Репина, куда в 1900 году перешел Горюшкин-Сорокопудов, стала настоящим художественным центром Академии. Влияние Репина на молодого живописца было столь сильным, что сохранилось до последних лет жизни.
Еще в 1913 году Репин сделал следующую надпись на своей фотографии, подаренной ученику: «Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Горюшкину-Сорокопудову».

В годы, последовавшие за окончанием Академии, Горюшкин-Сорокопудов удачно работает в портретном жанре, используя при этом не только технику масляной живописи, но и пастель, уголь и особенно офорт, которым он усиленно занимался у В. В. Матэ. К числу его лучших работ того времени следует отнести картину «Скрипач» (1902).


Скрипач (штриховой офорт на меди)


Портрет неизвестного (штриховой офорт на цинке)

Работал Горюшкин в различных жанрах: портретном, бытовом, пейзажном, книжной графики. Но особое предпочтение отдавал художник жанру исторической живописи. Кисть Горюшкина воспевает «преданья старины глубокой», Русь уходящую: величавые купола православных храмов, затейливую архитектуру деревянных теремов, и людей — могучего витязя князя Игоря, взывающую со стен древнего Путивля Ярославну.
Изучая историю и быт Руси, художник совершал неоднократные поездки в Углич и Ростов. Впечатления от этих поездок отражены в многочисленных этюдах, изображающих архитектуру монастырей и церквей с одинокими фигурами монахинь и послушников.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Скит .


Скит.


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954). «В молитве».


В старообрядческом монастыре


Женщина с образом


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. В храме. 1910-е


Своеобразным обобщением этих впечатлений явилась картина "Из культа прошлого", имевшая авторское название "Из века в век". Перед нами открывается уголок старой звонницы. Солнечные лучи привлекают внимание к фигуре монаха, беседующего с голубями. Другой, стоящий навстречу солнцу, вглядывается в беспредельные просторы. Извечно стремление человека к свету...


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век [ок. 1915]


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Зима. Ростовский Кремль [ок. 1915]


Ночное шествие Ивана Грозного. Открытка изд. Ришар



Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.Старая Русь.


Псков. Печерский монастырь


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. В Пасхальную ночь. Открытка изд. Ришар



Горюшкин-Сорокопудов И.С. Обряд освящения куличей.1910


Горюшкин-Сорокопудов И.С. «На заре пасхального утра» 1910

Позднее, переехав в 1908 году из Петербурга в Пензу, Горюшкин-Сорокопудов с тем же рвением колесил по губернским селам и городкам, внимательно присматриваясь к жизни и обычаям мордвы, татар, чувашей, изучал и зарисовывал их национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы основные его произведения: "Базарный день в старом городе", "Божий суд" и многие другие.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе.


Божий суд
Сюжет незаконченной картины "Божий суд" вероятнее всего навеян романом А. К. Толстого "Князь Серебряный", который художник иллюстрировал в 1908-1910-х годах. Однако здесь нет прямой аналогии с текстом. Автор стремится, скорее, передать само настроение, царящее перед схваткой. Шумит и волнуется люд московский. Зеваки, пожелавшие увидеть поединок, взобрались даже на крыши домов. На затянутом красным сукном помосте восседает царь в окружении бояр, стрельцов, рынд. Зычно читает царский указ дьяк в зеленом кафтане. Задумчив седобородый богатырь, прибывший на ристалище. Под стать хозяину могучий пегий жеребец, опустивший долу белоснежную гриву. Нетерпеливо рвется в бой рослый парень в распахнутой на груди кольчуге. Еще мгновение, и свершится "божий суд".


И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Дровоколы

Для Горюшкина культура средневековой Руси - это почва, на которой он обретает прочность душевную, откуда и черпает свое вдохновение. В мастерской Ивана Силыча хранились народные костюмы, одеяния священников, вооружение древних воинов. В них он не только обряжал натурщиков, но нередко примерял их сам. Наверное, делал он это, чтобы точнее почувствовать стиль эпохи и самого себя в ней.


Боярыня


Зеркало привезли

Отказываясь, как правило, от заказных портретов, Горюшкин создал обширную галерею образов своих друзей, товарищей по работе. Среди них портреты преподавателя Пензенского художественного училища, скульптора Константина Александровича Клодта (1914), саранского живописца Федора Васильевича Сычкова (1934).


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Портрет скульптора Клодта.1914


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Портрет художника Ф.В.Сычкова. 1934


И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Портрет художника Елатонцева


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Автопортрет.
Человеком огромной внутренней силы предстает перед нами и сам художник в автопортрете, написанном в 1910-х годах. Цепким, изучающим взглядом из-под насупленных бровей смотрит он на зрителей.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Автопортрет.
Два десятилетия спустя Горюшкин вновь напишет свой портрет. Напишет почти на том же месте, в саду, на фоне дома. Но перед нами уже иной человек. Неумолимые годы наложили отпечаток на его лицо: покрылся глубокими морщинами высокий лоб, выбелилась борода и пышные усы, и даже взгляд из-за стекол очков стал мягче, мудрее. Но крепкая рука по-прежнему уверенно держит кисть. Иван Силыч не случайно ввел эту деталь в композицию. Творить для него значило жить. Даже в самые трудные годы лишений и гонений он продолжал работать.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Портрет молодой дамы.

Матовая поверхность темперы в сочетании с бархатистостью цветовой пасты придают многим портретам особый колористический строй, помогающий раскрыть тот или иной обаятельный образ. Для женских портретов художника, например известной актрисы А.Н. Собольщиковой-Самариной, пензенской княгини Н.В. Мансыревой характерны печать аристократизма, утонченности, отвечающая новым эстетическим устремлениям эпохи, стилистике модерна.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Портрет А.Н.Собольщиковой-Самариной


Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915


Портрет Н.В. Мансыревой. 1915


Мать с ребёнком. 1910-е


Мужской портрет. 1910-е.


Портрет мужчины в восточном костюме. 1895


И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Сестра милосердия


И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Портрет молодой девушки


И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Гимназистка


Портрет жены К.П. Горюшкиной-Сорокопудовой.


Портрет жены 1904 Пенза
Основной благодатной моделью женских образов служила художнику его жена - Клавдия Петровна. Чувством восхищения красотой веет от портрета 1904 года, на котором она изображена в светлом бальном платье на фоне цветов. Показательна для этого портрета и печать аристократизма, утонченности, отвечающая новым эстетическим устремлениям эпохи, стилистике модерна.


Портрет Ф.И.Холдиной, матери жены
Неизменной движущей силой творчества Горюшкина была любовь к человеку, бережное отношение к личности, которое более всего проявилось в портретах современников, виртуозно написанных. К числу несомненных удач художника относится портрет матери жены (1904). Сам рано лишившийся материнской ласки, он решил создать образ спокойной, умиротворенной старости. Полотно написано в теплой оранжево-фиолетовой гамме, что придает ему особую эмоциональную приподнятость. Образ сидящей в кресле пожилой женщины в темной кружевной наколке, внимательно рассматривающей нас поверх стекол очков, полон внутреннего благородства.


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Женский портрет.


И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Звуки скрипки


И.С.Горюшкин-Сорокопудов.Девочка с яблоками


И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Женский портрет.


Арфистка

Большую известность художнику принесла картина "Плач Ярославны", написанная в 1907году. С высоких деревянных стен Путивля открывается неоглядная ширь. Мрачные тучи клубятся на востоке, и только узкая полоска зари блистает светом надежды - серый, ветреный день встает над Путивлем. Ярославна ждет своего мужа, ушедшего в опасный поход, в половецкие степи. Вся она - ожидание и тревога, надежда и смятение. Это яркая иллюстрация "Слова о полку Игореве".


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Плач Ярославны. 1907

Эти пленительно яркие, самобытные полотна, наполненные радостью бытия, глубоко прочувствованными национальными чертами, никого не оставляют равнодушными.

Воспевая старую Русь, ее обряды, обычаи, Иван Силыч способствовал развитию интереса народа к истории и культуре.
Романтический образ могучего воина, человека страстного темперамента, предстает перед нами в полотне "Князь Игорь". Его закутанная в горящий киноварью плащ фигура резко выделяется на фоне темно-изумрудной листвы, создавая мощный цветовой аккорд.


Князь Игорь. 1912

В декоративно-экспрессивном ключе решено и полотно "Поцелуй".

И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Поцелуй. 1910-е
Как и в предыдущей работе, художник показывает своих героев на фоне темной зелени сада, отчего еще ярче полыхают их одежды, освещенные лучами заходящего солнца. Порывистое движение влюбленных, слившихся в пылком поцелуе, как бы продолжается в контрастах света и цвета, в динамике линий, широкой живописной манере, где корпусный мазок темпераментно и уверенно лепит форму.


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Ростов Великий. 1910-е



Волжский пейзаж.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.Солнце – на лето, зима – на мороз.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Зима.

Поэтическую сторону творчества художника определяют в разное время написанные пейзажи. Он особенно любил зимние и весенние мотивы: голубоватый, сверкающий серебром иней ("Солнце на лето - зима на мороз"), деревенские домики и березы, утонувшие в сугробах ("Зима. Ивановка"), ручьи и проталины ("На родине пробудилась весна"), буйное и радостное возрождение природы ("Цветущие яблони").



Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Зима.


Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Зимний пейзаж


На даче. 1910-е




И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Листопад ('Листопад' Ивана Горюшкина-Сорокопудова – один из самых ярких примеров символизма конца XIX в., которому все же в этой картине художник отдал дань).

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Горюшкин-Сорокопулов встретил зрелым художником. Творчество его утверждало лучшие традиции русской художественной школы. Активный организатор АХРР и ОМАХР в Пензе, Горюшкин-Сорокопудов с середины 1920-х и в течение 1930-х годов работает над циклом исторических композиций, посвященных Ленину ("Ленин в революции", "Ленин на трибуне", "Похороны В. И. Ленина").

Не расстается художник и с милой его сердцу стариной


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. "Сцена из XVII столетия", 1930-е гг.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов."Упавшие колокола", 1930-е гг.

К числу лучших работ, выполненных художником в эту пору, следует также отнести несколько пейзажей и портретов ("На родине весна", портрет Ф. В. Сычкова, 1934, "Таня", 1938, "Зима", 1936. портрет Г. С. Подольской, 1939. "Ивановка". 1939 и др.).


Привоз арестантов. 1932


Революция (Сфинкс). Эскиз.


Похороны В. И. Ленина. 1930-е Пенза

Ломка эстетических и нравственных критериев, последовавшая после революции 1917г., радикально изменила судьбу художника. Его творчество было признано идеологически чуждым. В 1932 г. Горюшкина отстранили от преподавательской работы, изгнали из училища как «апологета старой жизни». Последние годы жизни художника были поистине трагическими. Он жил одиноко в деревне Ивановке, отлученный от своих учеников и коллег-художников. Только в 1986 г. имя Горюшкина-Сорокопудова зазвучало вновь.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Был он порой человеком резким, даже грубоватым в общении с людьми. Но в совершенстве владел своей профессией. Это он, преподаватель Пензенского художественного училища, в годы войны направил письмо И.В.Сталину, ратуя о том, чтобы художники были отозваны из действующих армий. Писал он о том, что талант, дарованный Богом художнику, — великая редкость, и необходимо, чтобы остались в живых те, кто может после окончания войны способствовать сохранению и утверждению национальных традиций в русской школе живописи.
Морозной зимней ночью 1943 года в далёкую Пензу примчал фельдъегерь, чтобы вручить И.С.Горюшкину-Сорокопудову письмо от вождя, в котором извещалось, что вопрос, поставленный художником, решён положительно.
Пензенское художественное училище сохранило традиции русской национальной школы живописи в военное и послевоенное время. И в том немалая заслуга Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, человека, умевшего мыслить в масштабах государства.

Репост (впервые опубликовано 20-01-2012 в Арт-Эрудите)
Ссылки:
http://www.artcyclopedia.ru...
http://gallery.ru/watch?a=j...
http://www.art-penza.ru/hou... (из дневника художника)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх