На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

И песня пошла воевать...

И песня пошла воевать...

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
(К. Симонов)


«Бой идет святой и правый.
Смертный бой не рады славы,
Ради жизни на земле».
(Знаменитая мысль, высказанная Твардовским в «Василии Теркине»)


«Когда грохочут пушки, музы молчат» - принято было утверждать до Великой Отечественной войны. Но война показала, что поэтическое слово не смолкло. Рожденное в огне сражений, оно по силе своей было непревзойденным и становилось достоянием сражающегося против захватчиков народа.

Наши пушки вновь заговорили!
Враг напал. Мы выступили в бой!
Вымпела прославленных флотилий,
Словно чайки вьются над водой.

Бить врага нам нынче не впервые,
Чтоб кровавый след его простыл,
Вам, полки и роты фронтовые,
Помогает действующий тыл….

Родина! Тебе мы присягали,
И, шагая с именем твоим,
Силой крови, пороха и стали
В этой битве снова победим!...

Нам это спокойно и чётко
Сказала Советская власть.
Получена первая сводка…
Товарищ! Война началась!

(Юрий Инге, 22 июня 1941 г.) Фрагменты стихотворения «Война началась.»
(Это стихотворение было написано по заданию радиокомитета, звучало по ленинградскому радио 22 июня 1941 года неоднократно.)

Своеобразным гимном Великой Отечественной войны стала песня "Священная война».
Она была написана сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой "Вставай, страна огромная!" были опубликованы "Известиями" и "Красной звездой", и с тех пор стали звучать по радио регулярно на музыку руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессора А. В. Александрова


На Белорусском вокзале.
28 июня 1941 на Белорусском вокзале ансамбль под управлением А.В. Александрова впервые исполнил песню «Священная война» перед бойцами , отправлявшимися на фронт. И песня пошла в бой!

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
— Идет война народная,
Священная война!


«Вновь и вновь – пять раз подряд ! – пел ансамбль «Священную войну», говорится в одном рассказе о первом исполнении песни. Так начался славный и долгий путь песни.


Владимир Артыков Проводы на фронт.


А.Лутфуллин Проводы на фронт. 1978 г.


Ткачёв А.П., Ткачёв С.П. Прости-прощай, родимый дом... 1984-88 гг.


Ильбек Хайрулинов Благословение матери. 2002 г.


Мемориальная доска на фасаде Белорусского вокзала.

Широкая мелодичная распевность композиции наряду с грозной поступью марша вдохновляла и поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии, особенно в суровых оборонительных боях, и даже была названа "бессмертной" Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым, который обычно был чрезвычайно скуп на похвалы.

«Солдаты пели, словно школьники, и как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно —
и няня в стареньком платке,
и в сапогах кирзовых докторша,
забывши градусник в руке…
…Разрывы слышались нам дальние,
и было свято и светло…
Вот это все и было — Армия,
Все это Родину спасло."


Так о песне «Священная война» и ее исполнении сибирскими школьниками, которые выступали с концертом перед ранеными воинами в тыловом госпитале, напишет много лет спустя участник этого концерта, поэт Евгений Евтушенко.

Пожалуй, наиболее показательной для тех измерений, которые произошли в духе и стиле нашей поэзии в годы войны, является лирика Алексея Суркова. С первых же дней войны он был корреспондентом на Западном фронте в редакции «Красноармейской правды». Стихов писано и напечатано было много.

Однако по всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного пошла песня написанная на стихи, которые были частью письма жене.


Письмо Алексея Суркова жене с текстом будущей песни.

На публикацию Сурков не рассчитывал. Однако в 1942 году Константин Листов, автор "Песни о тачанке", решился положить текст на музыку. С композитором Алексей Сурков встретился в редакции фронтовой газеты и на уговоры дать «что-нибудь, на что можно написать песню» дал эти стихи.
«Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке".
Все, свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня "пойдет", если мелодия ее запомнилась с первого исполнения».


Марат Самсонов В минуту затишья. 1958 г.

Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега,
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови,
Мне в холодной землянке теплоОт твоей негасимой любви.

музыка-Константин Листов, слова-Алексей Сурков, Ноябрь 1941

По директиве наркомата обороны летом 1941 года на фронт было отправлено 12 000 гармоней, осенью – ещё 60 000. Гармонь заполняла досуг бойцов, задушевно певших в перерывах между боями об оставленных любимых.


Василь Ирина "Землянка"


И. Евстигнеев В землянке. Гармонь. 1945 г.

Эта песня была в репертуаре Лидии Руслановой.



Песня известна также под заглавием "Землянка" и по первой строчке - "Бьется в тесной печурке огонь...". Это одна из самых популярных и самых человечных песен Великой Отечественной (да и вообще, одна из лучших песен, созданных в советскую эпоху).



Памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке" д. Кашино, Истринский район, Московская область.

Редкое долголетие суждено замечательной песне “В лесу прифронтовом”. Как она родилась? Максим Исаковский отвечал на этот вопрос так:
“Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь…


Петр Кривоногов Отдых бойцов 1958 г.

Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”.
Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.
- В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу.»
Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.

В прифронтовом лесу (фрагменты)
Михаил Исаковский
Лиде

С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы -
Товарищи мои…
Настал черед, пришла пора,-
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все что завтра ждем!

Полностью вальс здесь:
https://youtu.be/tTYTMiDh21k

Великая Отечественная война… Сколько советских солдат ушло защищать свою страну, сколько погибло в кровопролитных сражения. И среди них поэты: молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Они писали стихи. Горячие, искренние. 1250 писателей и поэтов ушли на фронт и свыше 400 не вернулись. Тем, кто был моложе, не было еще и двадцати. Не всем суждено было вернуться в победный май 45-го.


Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…


Александр Твардовский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх