На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Музыкальная живопись Чюрлениса

non finito М.Чюрлёниса

С утра идёт дождь, нарушились мои планы, накатила меланхолия. Пью кофе и слушаю давно забытый мною струнный кватрет М.Чюрлёниса. В юности я была покорена его картинами, много позже познакомилась со стихами и музыкой. У М.Чюрлёниса особый дар — приоткрыть завесу над внутренней красотой мироздания, над его связью с человеком, тем саым побудить нас к размышлению и поиску. Есть такая эстетическая теория — non finito, теория незавершенности. Досужие немцы (Й. Гантнер), отталкиваясь от скульптуры, выдвинули идею, что "зачастую мастер (сознательно или бессознательно) не доводит свою работу до ясного, определенного финала. В отличие, скажем, от математика, который доводит решение задачи до четкого ответа. В изобразительном же искусстве незавершенность, недосказанность подталкивает зрителя к необходимости додумать “ответ” самому, вовлекая его таким образом в процесс сотворчества. По сути, термин non finito применим ко многим — если не ко всем — картинам Чюрлёниса. Художник верит в нашу способность выбирать и видеть. Он делится с нами тайной, которую нам предстоит разгадать." (цитата из статьи Самуила Курта "Понять Чюрлёниса")
Не сомневаюсь, что в "Искусстве" есть посты по М.Чюрлёнису, но я предлагаю вспомнить и ещё раз прикоснуться к его поэзии и музыке. Встречи с прекрасным лишними не бывают.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875–1911) — композитор, художник, поэт.

Живопись , музыка, поэзия Чюрлёниса - пример успешного соединения чувства и интеллекта, когда мысли органично переведены на язык живописных и музыкальных образов.Реальность и фантастика, мистика и явь, надежда и разочарование - всё это выражается Чюрлёнисом при помощи звука, слова, красок.В край вечной красоты, солнца и фантазий перемещают нас картины-притчи, картины-загадки Чюрлёниса.

Посмотри, что у меня в руках -
Маленькое чудо - новый Мир!
Я его принес издалека,
Где твои ладошки, на - возьми.
Он рожден в горниле дальних звезд,
Он был мал, беспомощен и слеп.
Я тебе его в подарок нес -
Самой дорогой из Королев.
Погляди, он светится в ночи -
Ласковый, животворящий свет.
Этим светом мы подарим жизнь
Самой лучшей из твоих планет.
Светом мы растопим шапки льда,
Воздух, землю, воду оживим,
А на небосклон - взойдет звезда,
Названная именем твоим
Завари на кухне крепкий чай...
Я - Король, и кое-что могу:
Сохраню и буду защищать,
Только от тебя - не сберегу...
Ты с ним свысока не говори,
Он возьмет - и просто не поймет.
От непонимания - сгорит,
А от невнимания - умрет.
В заполошной суматохе дней
может потеряться по пути,
А найти... найти всегда трудней,
Можно ведь и вовсе не найти.
Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ?
Или ждешь еще каких-то слов?
Дай мне руку - вот мое плечо.
Кто сказал, что Мир - не есть Любовь...


Чюрлёнис писал фуги, сонаты, музицировал, руководил хором и только в 27 лет стал учиться живописи, а в 36 лет же умер.Он торопился жить, писать картины и сочинять музыку, как будто предчувствовал свой скорый уход в мир иной.


Чюрлёнис сделал попытку слить воедино несколько видов искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Характерная условность изображения, тонкая мерцающая гамма красок вызывает соответствующий эмоциональный настрой.Чюрлёнис стремится создать конструкцию развития образов подобно движению мелодии, путём их сложного совмещения., своеобразного "наплыва", а в итоге создаётся многоплановость композиции. Пример тому "Соната весны. Анданте","Корабль","Фуга".Свои циклы картин он иногда называет сонатами, ведь они по своему строению, значению и настроению подобны частям музыкального произведения ("Сотворение мира",триптих "Сказка","циклы "Соната солнца","Соната моря").

("Звёздная соната")


("Сотворение мира")
Чюрленис верил во внутреннее таинственное преображение человечества через искусство.Отличительная черта его творчества - отсутствие в нем обычной для той эпохи декларативности, камерность, особая интимность его фантастики. Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве – все это Чюрленис, но больше всего поражает в его картинах и музыке – это ощущение внутренней чистоты.
Любовь — это восход солнца,
Полдень долгий и жаркий,
Вечер тихий и чудный.
А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
Подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
Всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
Через реку жизни, разделяющую
Берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес в жаркий полдень,
Это отдых в лесу под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными раковинами,
По которым ты должен идти босиком.


Я полечу в очень далекие миры,
в края вечной красоты, солнца и сказки,
фантазии, в зачарованную страну,
самую прекрасную на земле. И буду
долго, долго смотреть на все,
чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах...

Истоки творчества - красота родной природы, народные сказки, легенды,песни.Образы, созданные Чюрлёнисом, многозначны,часто раскрываются самыми неожиданными сопоставлениями.Зелёный лес и белые облака превращаются в великанов ("День"),гигантский утёс с двумя огоньками костров видится лежащим чудовищем "Спокойствие"). В буйстве стихийных сил природы звучит тема могущества духа человека ("Перун"), в печальном открывается светлая умиротворённость ("Похороны"). Всё необычайно ёмко: образы природы, персонажи народных легенд, поэзия познания вечного движения Вселенной, даже нравственные и философские понятия ("Мысль", "Истина", "Дружба")



http://my.mail.ru/mail/frosia211/video/_vblogs/374.html

http://ciurlionis.eu/ru/zhivopis/

http://art.sovfarfor.com/zhivopis/muzykalnaya-zhivopis-chyur...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх