Первый художник античности Апеллес
Великим и первым художником античности считается Апеллес (IV век до н.э.) ,
к сожалению не сохранилось ни одной его работы,они известны
только по свидетельствам античных авторов.
Edward John Poyter
Апеллес писал свои работы темперой на деревянных досках,искусно владея
светом и тенью.Он был придворным художником Александра
Македонского,сопровождал того в походе в Азию со своей свитой и был
невероятно трудоспособен.У него было такое обязательное правило-девиз
"ни дня без линии" ,и он ему неукоснительно следовал. Царь ценил своего
художника,отсыпал ему золота по весу предъявленной картины и даже издал
указ,по которому рисовать его портреты разрешалось только Апеллесу,
а ваять его персону только Лисиппу.
Джузеппе Кейдс (Кадес) Александр и Апеллес (были друзьями) 1792
По просьбе Александра Апеллес рисовал его возлюбленную,гетеру
Кампаспу,в которую художник влюбился в процессе работы,узнав об этом,
царь подарил ему свою возлюбленную,доказывая себе," что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.» Эта известная история о любви художника к своей модели вдохновила поздних живописцев на создание многих полотен.
Кампаспа John William Godward 1896
Кампаспа позже служила (вместе с гетерой Фриной ) моделью для
многочисленных картин художника с богиней Афродитой и другими богинями
юности и красоты.Самая знаменитая картина Апеллеса "Афродита
Анадиомена",на которой изображена выходящая из морской воды и выжимающая
влажные волосы прекрасная богиня. В Эрмитаже есть фреска на этот сюжет.
Johann Georg Hiltensperger Апеллес пишет картину Афродиты Анадиомены
Стремясь достичь точности в создании образов, Апеллес выставлял картины
на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной.
Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру
не соответствуют стопе. К следующему дню Апеллес исправил
дефект,поблагодарив башмачника. Когда вновь объявившийся башмачник стал
критиковать нарисованную ногу, сердитый художник выскочил и крикнул
башмачнику:"Да не судит башмачник выше обуви."
Сапожник (притча)
Картину раз высматривал сапожник –
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь – не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Александр Пушкин
1829 г.
В Помпеях сохранилась фреска "Венеры,рождённой из моря",которая
считается римской копией с работы Апеллеса.
Трудоголик Апеллес и умер за работой.
Фреска Помпей. Венера,рождённая из моря.
Сюжет же,где он рисует Кампаспу в присутствии Македонского,привлекал многих художников,вот три из таких картин.
Жак- Луи Давид Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра
Джованни Батиста Тьеполо Александр Великий и Кампаспа в ателье Апеллеса
Хахт Виллем ван Апеллес,рисующий Кампаспу
И даже наш художник Фёдор Бронников посвятил одну картину Апеллесу
Ф.А. Бронников Апеллес выбирает натурщицу
О наставнике Александра Македонского Аристотеле,желавшего положить конец увлечению Александра куртизанкой, и проказнице Кампаспе,проучившей философа,можно прочитать по ссылке:
https://click.my.mail.ru/redir?u=http%3A%2F%2Fartvoc.ru%2Far...
Свежие комментарии