На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Эрнест Сетон-Томпсон – писатель, художник, натуралист.

Эрнест Сетон-Томпсон – писатель, художник, натуралист.

К 155-летию со дня рождения.

Эрнест Сетон-Томпсон
(14 августа 1860, Саут-Шилдс, Великобритания — 23 октября 1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) — канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США. Поскольку Соединённые Штаты играли в жизни Сетона почти столь же значительную роль, что и Канада, его по праву можно назвать также американским писателем.



Восемьдесят шесть лет жизни – срок немалый. Именно столько прожил замечательный канадский писатель, художник, натуралист Эрнест Сетон-Томпсон. Но кем же он был в первую очередь? Редкий случай – в нем счастливо сочетались все три профессии.

Сетон-Томпсон родился в Англии в 1860 году, с детства мечтал стать натуралистом. Однако у родителей были на этот счет иные планы. Натуралист... «Разве это профессия?» – рассуждал отец. И он решил: сын непременно должен стать художником, тем более что у мальчика действительно незаурядные способности к рисованию.
В 1866 году семья переезжает в Канаду. Здесь от соседки-художницы Сетон-Томпсон получает начальные познания в живописи. Навсегда запомнил он свою первую картину, написанную маслом, – портрет ястреба. На его исполнение мальчик затратил две недели, старательно выписывая все детали. Школьные рисунки Томпсона выгодно отличались от работ сверстников. Уже в юные годы он изображает животных, как правило, с натуры. Его рисунки были интересны, но еще ничем особенно не выделялись.





Проработав после школы два года учеником у молодого преуспевающего художника в Торонто, Эрнест начинает посещать вечерние классы Торонтского колледжа искусств и заканчивает его первым учеником. Продолжать свое художественное образование Сетон-Томпсон едет в Лондон, где в 1880 году поступает в Школу живописи и скульптур при Королевской академии, попав по конкурсу в число шести стипендиатов из ста претендующих.

Студенческий билет, выгравированный, кстати сказать, на слоновой кости, давал ряд привилегий, в том числе бесплатное посещение зоосада. Там будущий художник, писатель и натуралист проведет немало дней, знакомясь с его обитателями, много рисуя с натуры. К сожалению, через год по состоянию здоровья он будет вынужден покинуть Лондон и вернуться домой.

В середине восьмидесятых годов Томпсон начинает писать рассказы о животных, но только писать. Их еще никто не печатает. Осенью 1890 года он поступает в художественную школу в Париже, посещая вечерние занятия. А днем... Днем, как и в Лондоне, пропадает в зоопарке, рисуя любимых животных. Скольких же из них он изобразил? На этот вопрос пока никто не ответил. Но известно, что в его доме и сегодня хранится папка с тремя тысячами рисунков! Написано и немало картин. Все свои рассказы Сетон-Томпсон иллюстрирует собственными рисунками, во множестве помещая их на полях страниц.

«Волки всегда были любимой темой моих рисунков», – признает писатель. Действительно, к волкам он питал особое пристрастие. Им посвятил четыре самостоятельных больших рассказа: «Лобо» (любимый волк автора),



«Виннипегский волк», «Бэдлендский Билли, или Волк-победитель» и «Тито. История луговой волчицы». Каждый из рассказов богато иллюстрирован рисунками и репродукциями картин.
Во время посещения Томпсоном Парижского зоопарка в 1890 году его внимание привлек один из волков – крупный, красивый зверь, с которого он написал картину «Спящий волк».

Спящий волк

Она была представлена в Большой художественный салон Парижа. Картину приняли.
Однажды, стоя около своей работы в Салоне, автор услышал от случайного посетителя рассказ о том, как в Пиренейских горах у южной границы Франции волки растерзали охотника, жившего в уединенной хижине и занимавшегося охотой именно на волков. Сетон-Томпсон задумывает писать на эту тему картину.
Выполнив ее на полотне размером 1, 4x2, 1 метра, он называет новую работу «Месть волков», но один из его друзей-французов предложил другое название: «Напрасное ожидание», объяснив, что оно больше соответствует смыслу происшедшей трагедии.


Э. Сетон-Томпсон. «Напрасное ожидание». Фрагмент. Масло. 1892.

Фрагмент полотна вы видите на иллюстрации. Правда, здесь отсутствует вид домика на заднем плане, из трубы которого идет дым, вероятно, в доме кто-то действительно ожидает возвращения неудачливого охотника. На сей раз жюри Салона отклонило картину, отметив, что она «оскорбляет человеческое достоинство», а «автор, видимо, симпатизирует волку».

Позднее Томпсон решил показать картину на Международной выставке в Чикаго. И снова она была отклонена. Но в прессе появилось письмо председателя канадской секции выставки, в котором говорилось: «У нас, к сожалению, достаточно набрано слащавой, маловыразительной мазни, и мне лично хотелось бы видеть смелую, мужественную манеру письма – вот такую, как в картине «Напрасное ожидание». Разразился скандал. В результате полотно заняло одно из центральных мест в экспозиции канадской секции.
В 1895 году Сетон-Томпсон задумал для очередной выставки в Париже еще одну крупную картину о волках. О новом замысле художник писал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков». Началась работа: тщательно обдумывалась композиция, был выполнен этюд каждого волка. Художник трудился с вдохновением, и картину свою назвал «Погоня».


Э. Сетон-Томпсон. «Погоня». Фрагмент. Масло. 1895.

Но... снова неудача. Правда, на этот раз жюри Парижского салона, отклонив само полотно, приняло шесть этюдов. Когда позднее картину увидел президент США Теодор Рузвельт, который сам увлекался охотой и знал толк в волках, он воскликнул: «Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!» Вскоре по его просьбе Сетон-Томпсон делает копию центральной части картины, позже помещенную в галерею имени Теодора Рузвельта.

Э. Сетон-Томпсон. «Лобо – король волков». Масло. 1893.

А вот портрет знаменитого любимца Сетон-Томпсона волка Лобо. Написанная маслом голова зверя крайне выразительна и динамична. Посмотрите: вот он умный, сильный герой диких набегов на гурты скота, наводивший ужас на местных фермеров. Потеряв бдительность после смерти своей подруги белой волчицы Бланки и попав в капкан, он смело встречает своих врагов.



Сетон-Томпсоном написано немало и других полотен, отображающих жизнь волков, причем все они иллюстрируют то или иное его литературное произведение. Многие картины репродуцированы в книгах писателя, изданных в разные годы.









В детстве он мечтал увидеть стада бизонов, бродивших в прериях… Увы, мечты оставались мечтами – дикая природа в Северной Америке почти повсеместно отступала под натиском так называемой цивилизации, бизоны и многие другие животные становились редкими или истреблялись вовсе. Но всё же, когда писателю и художнику исполнилось 47 лет, ему удалось осуществить давнюю мечту – увидеть стада (пусть и малочисленные) лесных бизонов, северных оленей карибу, многочисленные стаи птиц…









Рассказы об индейцах, с которыми приходилось общаться во время путешествия, пронизанные своеобразным юмором и тревогой за будущее коренных американцев, полны уважения к индейцам, живущим в тяжёлых условиях канадского Севера.

фото







Сетон пишет об исключительной честности этих людей, о щедрости – по отношению друг к другу. К белым отношение иное. Индейцы видят в пришельцах из Европы – пришельцах с Востока – должников. Ведь белые отобрали у них почти всё. И главное – землю, которая кормила их охотой. Писатель видел, что так называемая цивилизация означает для коренных жителей Америки болезни, падение нравов, нищету. Исчезают мудрые обычаи, молодёжь забывает свою историю.

В течение долгой жизни Сетон-Томпсон вел дневник. Он составил 50 толстых томов в кожаных переплетах. И во всех – бесчисленное количество рисунков. Карандаши, кисти, краски, чернила сопровождали писателя-художника всюду. Первый сборник его рассказов «Животные, которых я знал» вышел в свет в 1898 году. О животных писали и до Томпсона. Звери и птицы часто являлись героями сказок и басен, но обычно это были персонажи, мыслящие и действующие как люди.
Сетон-Томпсон первый, кто писал именно о самих животных, об их действиях, характерах, настроениях. Повествование ведется им не от первого лица. Вы читаете рассказ о животном, а не подсказанные фантазией мысли животного о самом себе.


Рисунки на полях книг... Это герои описываемых событий. Они рассказывают нам о тех или иных происшедших с ними случаях, иногда забавных, иногда печальных. Вот медвежонок Уэб, попавший в капкан, вот отчаянно кричащий другой медвежонок. Он забрался на тонкое дерево, пора слезать, а страшно! Вот быстро бегущий заяц. И по выразительности изображения вы видите, что заяц не просто бежит, а мчится как только может. Вот лежит с перевязанной мордой больной пес. В его прищуренных глазах печаль и тоска, и вы не сомневаетесь: да, пес действительно болен, ему несладко. И таких рисунков сотни!

Мы любим эти веселые рисунки, очень любим. Но некоторым современникам Сетон-Томпсона они почему-то не нравились, раздражали их. И критики не раз обрушивались на писателя-художника, видели в его творчестве антропоморфизм, то есть очеловечивание животных.

Любил художник изображать и следы на снегу. Им нарисованы следы медведя, оленя, лисицы, енота, рыси и некоторых других зверей. Не обойден вниманием и след волка. Конечно, он встречается чаще других. В письмах к друзьям Томпсон часто вместо подписи рисовал след волка, а иной раз подписывал: «Волк Томпсон». Он был большим другом индейцев. Мало кому известно, что Томпсон имел и индейское имя – Черный Волк. На наш - взгляд, мрачновато, но ведь среди зверей волк у индейцев пользовался особым уважением.

Мы живем в стремительный век все ускоряющегося развития науки и техники. К сожалению, во многих странах из-за плохого контроля за состоянием окружающей среды все больше скудеет природа, меняются (и не в лучшую сторону) места обитания животных.
«Пусть же эти места будут для нас священными, – писал Томпсон, – чтобы там в безопасности, хотя от нас, могли наслаждаться живые существа, вид которых способен доставлять только одно удовольствие каждому, кто внимательно и с чистым сердцем наблюдает их».

Юные читатели всегда будут благодарны великому гуманисту Сетон-Томпсону за те теплые чувства, которые он пробудил в них своими рассказами о наших меньших братьях.





Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них – «Домино», «Рассказы о животных», «Рольф в лесах», «Животные-герои», «Моя жизнь».






«Я знал мучения жажды и решил вырыть колодец, чтобы из него могли пить другие», – эти мудрые слова известный писатель и натуралист предпослал своей книге «Маленькие дикари», где рассказывается о приключениях двух мальчиков в канадских лесах, о самом важном из жизни дикой природы и коренных обитателей лесной глуши – индейцев.



Современники были удивлены, открывая для себя целый мир, который дарил им мистер Томпсон. Оказалось, что в одном человеке удивительным образом могут сочетаться таланты художника и писателя! И ещё – учёного. Это на самом деле редкий дар.



Сетон-Томпсон всегда жил природой. И томился, если подолгу вынужден был жить в городах. Большие города Америки его попросту угнетали. Поэтому он много путешествовал.

Умер Сетон-Томпсон в Санта-Фе (штат Нью-Мексико) 23 октября 1946. Его тело было кремировано, и урна с прахом четырнадцать лет хранилась в доме. В 1960, в столетнюю годовщину рождения писателя, его дочь Ди и внук поднялись в небо на самолёте и развеяли прах над холмами Сетон-Виллидж.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх