Музейные впечатления.
Один-два раза месяц я посещаю музеи. На этот раз была в Музее изобразительного искусства.
г.Екатеринбург
Встречает посетителей Каслинский чугунный павильон – один из наиболее интересных экспонатов музея, он зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет – феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Прославленный шедевр уральских мастеров неизменно привлекает внимание посетителей.
Слева скульптура под названием "Россия". У павильона своя история (подробности в первом комментарии).
Май-июль в Екатеринбургском музее изобразительных искусств работала выставка японского декоративно-прикладного искусства и гравюры "Сквозь ветви сакуры" из собрания известного коллекционера Олега Петровича Малахова (Санкт-Петербург/Челябинск).
Основу выставки составляет коллекция керамики и фарфора XIX-XX века, представляющая основные мастерские производства «хрупкого золота» в Японии, развивавшиеся с XVI века. По сравнению с другими странами дальневосточного региона — Китаем, родиной фарфора, и Кореей, где первые фарфоровые изделия появляются уже в X веке, — для Японии это было относительно молодое искусство. Однако, стремительно преодолев этап становления и вобрав опыт предшественников, японский фарфор сумел стать заметным явлением в мировой художественной практике.
Экскурсию проводит владелец коллекции Малахов О.П.
Олег Петрович Малахов родился в 1947 году в г. Челябинске. В 1972 году окончил инженерно-строительный факультет Челябинского политехнического института. Страсть к собиранию предметов, представляющих историческую и культурную ценность, проявилась у него четыре десятилетия назад, и с тех пор его коллекции выгодно выделяются не только на фоне частных собраний, но и среди целого ряда музейных фондов.
Первоначально у Малахова формируется собрание древнерусского искусства. В него вошли: уникальная коллекция меднолитой пластики XII-XX веков, коллекция икон XVII-XX веков и собрание старопечатных книг XVII-XX веков. Позже появилась коллекция живописи и графики русских и европейских мастеров XIX-начала XX века. Интерес к философии Востока способствовал формированию коллекций восточного искусства, таких как китайский и японский фарфор XVIII-XIX веков; клуазоне XVIII-XX века, танка (буддийская свитковая икона) Монголии, Тибета, Китая, Бурятии XVII-XX веков; художественная бронза X-XIX веков. Одно из главных мест в восточном собрании занимает коллекция японской гравюры укие-э XVII-XX веков. Не так давно в обширной коллекции Малахова появился раздел, посвященный этническому искусству Африки (ритуальные маски и скульптура, всего - свыше 140 предметов).
В 2000 году на базе своего собрания О.П. Малахов создал в городе Челябинске Музей личных коллекций, где проводится экспонирование, систематизация и атрибуция произведений.
Переход в другой зал через маленький тамбур.
Здесь небольшая коллекция златоустовской гравюры на стали.
Златоустовская гравюра на стали — русский народный художественный промысел украшения стали гравировкой; зародился в нач. 19 в. на Урале (Косотурский з д).
Златоустовская гравюра на стали родилась как искусство украшения холодного оружия. На первом месте стояло само оружие, его качество, а украшение служило для того, чтобы подчеркнуть достоинство и качество русского холодного оружия, ставило печать значительности, придавало блеск и праздничное звучание оружию, то есть с самого рождения носило прикладной характер.
Это уже сувенирные изделия.
Сабля восточная
Нож
В 2015 году Златоустовская оружейная фабрика отмечает 200-летие со дня своего основания. По случаю этого юбилея в Екатеринбургском музее изобразительных искусств была выставка уже с конца 2014 года и январь-март 2015 .
Несомненным украшением являлся раздел, посвященный современному периоду развития фабрики. Запомнилась работа Рауфы Рауфовны Галямовой.
Панно. Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст - небесный покровитель города Златоуста. За ним, за спиной заступника и защитника земли — вид города. Это место свято и узнаваемо каждым златоустовцем, с этого места начинался город. На гравюре мы видим здание Оружейной фабрики и Свято-Троицкий собор – главный храм города. Гравюра с ликом небесного покровителя Златоуста хранится в стенах оружейной фабрики. Известно, что в доме, где находится образ святителя, будет царить благополучие.
Продолжение осмотра в зале зарубежной живописи. Забегаю каждый раз повидаться с творением Базаити.
Марко Базаити.(около 1470- около 1530) Воскресший Христос.
Это – дар Эрмитажа. Картина передали в 1949 году. Долгие годы она была на реставрации. Появление в экспозиции музея состоялось в конце 2007 года.
Итальянский банк «Интеза» подарил музею герметичную климатическую витрину.(подробнее в первом комментарии).
В зале ювелирного и камнерезного искусства сразу привлекла внимание статуэтка.
Известность фирме Фаберже принесли виртуозно исполненные шедевры декоративно-прикладного искусства - императорские пасхальные подарки. Большое место в ассортименте фирмы занимали изделия из эмали-гильоше – возрожденной техники XVIII века, заключавшейся в нанесении полупрозрачной эмали на фон из гравированного металла.
До 1908 года камнерезные произведения, появлявшиеся в витринах магазинов Фаберже, служили фоном для роскошных золотых и серебряных оправ. Заготовки из цветного камня заказывались в петербургской мастерской Верфеля, на Екатеринбургской гранильной фабрике, у мастеров Петергофской фабрики и уральских кустарей.
По мере того, как в моду входят «каменные зверинцы» - коллекции миниатюрных скульптур – Фаберже, испытывая конкуренцию со стороны мастеров Екатеринбурга и осевших в Петербурге уральцев, принимает решение о создании собственного камнерезного подразделения.
В 1908 году он приглашает в качестве руководителя и ведущих специалистов для нового петербургского ателье выпускников екатеринбургской художественно-промышленной школы Петра Кремлева, Петра Дербышева и Николая Куликова, которые принесли с собой столь свойственное уральцам подчеркнуто внимательное отношение к камню: его фактуре и цвету, природным дефектам и наиболее выигрышным участкам.
Приобретенная в собрание Екатеринбургского музея в 1986 году фигурка страуса является блестящим образцом анималистики в исполнении мастеров петербургской фирмы. Она вырезана из единого блока халцедона с учетом цветовых переходов в камне, а подчеркнуто тщательная резьба передает мельчайшие детали оперения птицы. Типичным для работ Фаберже является дополнение деталей из поделочного камня драгоценными материалами: на головке страуса сверкают бриллиантовые глазки, лапы отлиты из золота, а все вместе представляет собой яркий пример соединения камнерезного и ювелирного мастерства.
В зале представлены работы уральских ювелиров.
Устьянцев
Храмцов
Есть и образцы минералогических богатств Урала.
Аметистовая друза.
В зале русской живописи 18 -19 веков некоторое обновление.
Наконец-то из запасников появились некоторые любимые мною работы.
Левитан И.И. Альпы. Снега. 1895-1897
Самый крупный из мастеров «пейзажа настроения», ученик А.К. Саврасова и В.Д. Поленова, Исаак Ильич Левитан, вдохновенный поэт русской природы, одновременно и завершает развитие отечественной реалистической пейзажной живописи в XIX веке, и открывает ее новые перспективы в веке следующем.
Творчество Левитана многогранно. Он - тонкий поэт-лирик, с исключительным мастерством раскрывающий через различные состояния природы глубокие человеческие переживания. Неслучайно авторитетный историк искусства И.Э. Грабарь называл Левитана «самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа».
Связанный глубокой любовью с русской природой, воспевавший ее в своих полотнах, Левитан, тем не менее, посвятил несколько работ и европейскому пейзажу. Будучи на лечении за границей, художник в 1897 году посетил местечко Курмайор в Швейцарии, где создал ряд выразительных пейзажей.
Наиболее интересными для Левитана оказались величественные и прекрасные горные ландшафты. Он писал в письме Е.А. Карзинкиной: «Сижу теперь у подножия Mont Blanc и трепещу от восторга! Высоко, далеко, прекрасно! Взобравшись на вершину Mont Blanc, уже можно коснуться неба!»
Постепенно вживаясь в эту новую для него природу, мастер пишет натурные этюды, передающие яркие эмоции и восхищение, охватившие его в швейцарских Альпах.
В собрании музея находится картина «Альпы. Снега», созданная в этот период и отличающаяся особой выразительностью. Она написана в технике a la prima за один сеанс в сдержанной серо-коричневой гамме. Благодаря почти монохромному колориту художнику удается передать собственные чувства – тоску по родине и усталость от длительной болезни. Особый драматизм произведению придает композиционное построение – высокая линия горизонта, скрывающая небо. Художник интересно работает и с формой, превращая горный ледник в волну, стремительно несущуюся вниз по склону. При этом проталины и неровности создают активный ритм, почти орнамент, и такая эффектная стилизация, несомненно, приближает Левитана к исканиям мастеров стиля модерн.
Ещё одна работа из коллекции музея.
Левитан. Сельский вид.
И на выходе из музея – сувенирная лавочка.
Котики всегда в тренде.
Прекрасная возможность посетить МУЗЕИ МИРА по ссылке в нашей группе.
МУЗЕИ МИРА http://my.mail.ru/community...
О Каслинском павильоне http://my.mail.ru/community...
Базаити на Урале http://my.mail.ru/community...
Свежие комментарии