На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

Ирина Казанцева ***:

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́. 140 лет со дня рождения.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е. Лансере, племянник основателя и идеолога объединения «Мир Искусства» А. Н. Бенуа.


.
Евгений Евгеньевич Лансере родился (23 августа) 4 сентября 1875 года под Петербургом, в Павловске. Его отец был талантливым скульптором, дед – талантливый архитектор, а прадед по материнской линии – строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге. Искусство было профессией для нескольких поколений этой семьи, архитектура и живопись – «фамильным делом». Поэтому художественные способности у Лансере проявились рано, и в выборе профессии сомнений не было. В 1892 году, оставив гимназию, семнадцатилетний Евгений поступает в школу «Общества поощрения художеств», где провел четыре года. Учась в школе, Лансере стал участником маленького домашнего "кружка самообразования" на квартире А. Бенуа, где собирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, а затем Л. Бакст, С. Дягилев, А. Нурок, К. Сомов. Из этого кружка впоследствии возник «Мир искусства».
После окончания школы Лансер ев 1895 году уезжает в Париж, занимается у Р. Жюлиана и Ф. Коларосси.
В 1898 г. возвращается в Санкт-Петербург.
Участвует в оформлении журнала "Мир искусства".


Проспект объявления о подписке на журнал "Мир искусства" на 1901 год


Санкт-Петербург. Обложка к изданию, посвященному 200-летию города 1903 г. бум., тушь 30,5х23,2


Рекламный плакат газеты "Утро России" 1900 г.

Отменный вкус подогретый талантом читается во всех творениях Лансере – и в стилевых находках в духе «Мира искусства» , в декоративном оформлении книги (для художника такое определение работы иллюстратора было предпочтительней) и в театральных проектах и, конечно, в произведениях станковых. Центральной темой стала история, которую можно сузить до точки на карте и конкретных дат – 18 век, Санкт-Петербург.


"Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий" 1903 г. бум., темп. 59х111,5


"Петербург. Старый Никольский рынок" (Баржи) 1901 г. бум. на картоне, гуашь, уголь, карандаш 44x59

Это юный город-стройка, по главной реке которого гордо плывут, расправив тугие паруса, корабли Петра Первого.


"Корабли времен Петра I" 1909 г.


Ботик Петра I

В "Зрителе", "Жупеле", а также "Адской почте" появляются сатирические рисунки художника


Тризна. 1905 г.
Рисунок помещён в журнале "Жупел" №2, 1905 г. и в журнале "Адская почта №2, 1906 г.

Создает произведения, посвященные истории Петербурга.


«Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны»
Заставка к книге Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». 1904 Карандаш, акварель, гуашь, тушь, бумага 18,1 х 30,5 ГТГ


"Императрица Елизавета Петровна в Царском селе" 1904 г. (эскиз)


"Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" 1905 г. бум., на картоне, гуашь 43,5х62


«Прогулка на молу» 1908 Картон, темпера. 64 x 89 см


. «Взятие шведского укрепления»
Заставка к книге Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».
1904-1912
Карандаш, акварель 23,2 х 25
ГТГ


Петр Первый на охоте. Акварель, гуашь. 1907 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Иллюстрирует "Хаджи Мурата" Л. Толстого.


Хаджи- Мурат


«Хаджи-Мурат с мюридами спускается с гор»


Шамиль с наибами.


Суд Шамиля над сыном Хаджи Мурата

.
"Хаджи-Мурат над убитым мюридом"


Погоня.


Иллюстрация к повести "Хаджи Мурат" Л.Н.Толстого. Рисунок пером. 1931 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


«У Александровской колонны» (левая часть разворота). Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.

Иллюстрации к «Казакам» Л.Н.Толстого


Казаки преследуют абреков.


Оленин едет на Кавказ.


Марьяна.


Оленин в лесу.


Ерошка.

С 1917 по 1933 год Е. Лансере живет в Дагестане, затем в Тбилиси, где работает художником в этнографическом музее, позже - в археологическом институте, принимает участие в этнографических экспедициях.


«Кавказский натюрморт»
1918
Холст, масло. 65 x 86 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


«Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата»
1920-е
Холст, масло
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой


Сванетия. Вид на селение Чажаш


«Хаджи-Мурат» 1924 Бумага, гуашь 33 х 25
Частное собрание


Аул Тилиб в Дагестане. 1926 г. Государственная Третьяковская галерея


Тбилиси. Мост. 1928 г.


Абастуман. Зикарский перевал от Аразиндо. 1931 г. Государственная Третьяковская галерея


Сиракузы. Берег. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея



Ашик и всадник. Иллюстрация к сказке М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб"

С 1934 года жизнь и творчество Е.Е. Лансере связано с Москвой. Работы этих лет: оформление спектаклей и монументальная живопись (роспись плафонов гостиницы "Москва", зала Большого театра и др.).
Лансере много работал в области монументальной (мозаичное панно для станции метро "Комсомольская")


Проходка шахты метро.1935
Эскиз панно для станции "Комсомольская" Московский метрополитен имени В.И. Ленина. Государственная Третьяковская галерея

По воспоминаниям современников, специально для этой работы в мастерскую Лансере привезли спецодежду метростроевцев, брезентовые робы, - его восхитила монументальность и пластичность складок ткани.

В годы Отечественной войны художник создал серию произведений "Трофеи русского оружия", прославляющую подвиг русского народа, его величие и стойкость.


Бойцы у трофейных орудий. 1942. ГТГ


Из серии картин "Трофеи русского оружия" 1942 г. Государственная Третьяковская галерея

Участвуя в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. (7 сентября н.с.) казаки под командованием Ф.П. Уварова и М.И. Платова захватили у врага боевые трофеи. Картина Лансере изображает момент, когда в торжественной обстановке эти трофеи (французское боевое знамя, офицерская каска) демонстрируются перед уставшими за день упорной и кровопролитной битвы русскими воинами. Вид боевых трофеев будит воспоминание о героизме павших и оставшихся в живых, зовёт на новые подвиги. Торжественны и суровы лица воинов.



«Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942

Другие произведения Лансере Е.Е.


Автопортрет 1942


«Заморская торговля»
Панно для столовой дома Рославлевых в имении Усть-Крестище
1917
Холст, масло. 200 x 386 см ГТГ


"Калинкин мост" 1902 г.


Средневековый город 1907


Ломоносов в Германии. Ученый диспут»
Рубеж 1900-1910-х
Холст, масло. 50,5x62


«Портрет иеромонаха Макария Египетского»
1915 г.
Бумага, графитный карандаш, пастель, акварель 19,7 х 13,4 см.
Государственный Русский музей

Умер Лансере в Москве 13 сентября 1946.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх