На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Ключ с правом передачи. С.С. Дружинина и Д.Г. Левицкий

Геннадий Лунин:

Ключ с правом передачи. С.С. Дружинина и Д.Г. Левицкий



Д.Г. Левицкий. Автопортрет.
1783г, картон на дереве, масло, Челябинская городская картинная галерея


Дмитрий Григорьевич Левицкий – мастер парадного и камерного портрета, его творчество оказало сильное влияние на становление художников XVIII в. В. Боровиковского, П. Соколова, Г. Угрюмова.
Д. Левицкий обладал даром увидеть и передать на полотне особенности духовного мира и физического облика любого человека, будь то известный богач Демидов или воспитанница Смольного института благородных девиц.


Из биографии художника


Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в 1735 г. в Киеве в семье священника. Его отец был известным художником-гравёром, он и стал первым учителем сына Дмитрия. Другим его учителем был А.П. Антропов – русский живописец стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.
Существует предположение, что в середине 1750 г. Дмитрий Левицкий вместе со своим отцом участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве, в котором его учитель А. Антропов расписал кафедру, купол, создал ряд икон иконостаса и образов в алтаре.
В 1758 г. Левицкий начал учёбу в Академии художеств Санкт-Петербурга, не переставая заниматься с Антроповым, а с 1779 г. преподавал в портретном классе Академии.


Портрет А.Ф. Кокоринова


В 1770 г. в экспозиции Академии художеств он выставил написанный им портрет А.Ф. Кокоринова, за который получил звание академика.




Д. Левицкий «Портрет А.Ф. Кокоринова» (1769). Русский музей


Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) – известный русский архитектор. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом. Безукоризненный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью.
Чем же покорил этот портрет современников? Совершенством формы и высокой духовной наполненностью.
На портрете изображён человек со спокойным и мужественным лицом, в специально сшитом для церемонии вступления в должность костюме. Он уверенно чувствует себя в роскошно обставленном кабинете и жестом указывает на план здания будущей Академии. Взгляд его спокоен и в то же время простодушен. В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Пройдёт всего около 2 лет, и жизнь его трагически закончится, но сейчас ещё об этом никто не знает: ни сам Кокоринов, ни те, кто в восхищении остановились перед его портретом…
Д. Левицкий мастерски мог найти выразительную позу и жест для персонажей своих картин, сочетать интенсивный цвет с богатством оттенков, уже его ранние парадные портреты отличались этими качествами. Например, портрет П.А. Демидова.



Портрет П. А. Демидова





Д. Левицкий «Портрет П.А. Демидова» (1773). Государственная Третьяковская галерея


Прокофий Акинфьевич Демидов (1710-1788) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Был меценатом и благотворителем, поклонником садоводства, основателем Нескучного сада.
Неску́чный сад – пейзажный парк в Москве, крупнейший парк в историческом центре Москвы, памятник садово-паркового искусства.
П.А. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Его потомки, ещё будучи тульскими оружейниками, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, а сам Демидов нигде не служил, очень этим гордился, хотя образование получил в Гамбурге, там же учились и его сыновья. Его абсолютно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только Москву и Петербург, но порой и зарубежные страны, где он бывал. Но, наряду с эксцентричностью, это был известный меценат, который делал крупные пожертвования, оставаясь при этом анонимным.
Он основал Коммерческое училище в Москве, передал большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету.
Его научным увлечением было собирание гербария: московская усадьба Демидова была известна цветниками и ботаническим садом, в котором были собраны редчайшие растения. В 1785 г. им написан серьезный трактат «Об уходе за пчелами».
В портрете Д. Левицкого каждая деталь несёт смысловую нагрузку, здесь нет ни одной ненужной подробности. Обстановка, фон, одежда, аксессуары – всё показано для характеристики героя портрета. Все детали картины – от гербария и лейки на столе до фасада здания – повествуют о его вкусах, увлечениях, характере изображённого персонажа.
Но на холсте явно присутствует пародия на парадные портреты. Вместо мундира с наградами и регалиями – домашний жилет, панталоны, чулки, халат, колпак, небрежно обернутый шарф.
Пародийна и поза Демидова: как и положено для знатного вельможи, она величественная, но вместе с тем и непринужденная. Левой рукой он опирается на садовую лейку, а правой указывает на горшки с цветами, а не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму и который виднеется позади справа.
Некрасивое, но умное лицо Демидова и вся его фигура написаны без многозначительности и преуменьшения возраста (ему было 63 года).
В портрете А. Демидова ярко выражено мастерство художника, умевшего за внешним и напускным увидеть доброту и человечность.
В 1773-1776 гг. Д. Левицким была написана серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, которая считается шедевром мирового искусства. Все портреты этой серии находятся в государственном русском музее (Петербург). Из серии «Смолянок» предоставляем Вашему вниманию портрет Ф. Ржевской и Н. Давыдовой.



Д. Левицкий «Портрет Ф. Ржевской и Н. Давыдовой»





Д. Левицкий «Портрет Ф. С. Ржевской и княжны Н. М. Давыдовой» (1772). Русский музей


Серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Левицкий написал по заказу императрицы Екатерины II.
Справа изображена в голубом форменном платье (для воспитанниц второго возраста) Ф. Ржевская. Н. Давыдова (слева) – в форменном платье кофейного цвета (для воспитанниц младшего возраста).
Феодосия Степановна Ржевская (1760-1795) была дочерью генерал-поручика С. М. Ржевского и С. Н. Ржевской, урожденной баронессы Строгановой. Вышла замуж за князя М.Н. Голицына, члена Государственной думы, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.
Настасья Михайловна Давыдова (1764?-?) происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, был губернатором в Тамбове.
Портрет прост и не содержит усложняющих композицию предметов и аксессуаров.
В центре портрета – фигура старшей воспитанницы (Давыдовой). Видно, что она позирует художнику. Её фигура как будто изображает танцевальное движение: рука в танцевальном жесте и выдвинутая из-под платья ножка.
Младшая девочка тоже позирует: она сжимает край своего платья, а другой рукой держит белую розу – символ чистоты и добродетели. Но позирование её смягчается детской непосредственностью, с которой она смотрит на свою старшую подругу снизу вверх. В её взгляде чувствуется восхищение.
Нельзя, конечно, не вспомнить и ещё одну картину Д. Левицкого – портрет императрицы Екатерины II.



Портрет Екатерины II





Д. Левицкий «Портрет Екатерины II– законодательницы в храме Правосудия» (1783). Государственный Русский музей


Это торжественный портрет, в котором преобладают два цвета: красный и белый. У ног императрицы находятся статуя богини Фемиды и своды законов, которые свидетельствуют о ее государственной деятельности. Корабли на дальнем плане символизируют победы России на Черном море. На жертвеннике сжигаются маковые цветы, что является аллегорией образа справедливой правительницы, приносящей свой покой в жертву государственному служению.
В 1780-х годах Д. Левицкий создал портретную галерею деятелей русской культуры. Но привлекают и его камерные портреты, например, портрет дочери художника.



Портрет А.Д. Левицкой (Агаши), дочери художника





Д. Левицкий "Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) 1785


Портрет дочери Агаши, скорее всего, сделан накануне её замужества. Чтобы придать образу большую значительность, он избрал форму поколенного парадного портрета, но неожиданно изменил аксессуары: Агаша изображена в образе крестьянской девушки в соответствующем наряде, который очень идёт к её миловидному лицу, счастливому и смущенному одновременно. Всё в этом портрете очевидно и прекрасно. Он отличается особой теплотой.



Д. Левицкий «Портрет Г.К. Левицкого»





Д. Левицкий «Портрет Г.К. Левицкого» (1779). Государственная Третьяковская галерея


Интересен и портрет Г.К. Левицкого (отца художника), написанный им в 1779 г. в рембрандтовском стиле. Он отличается пристальным вниманием к внутреннему существу Человека. Мудрое и доброе лицо отца, так много сделавшего для своего сына… Человечность и проникновенность образа сочетаются в портрете с мастерским использованием художником средств светотени.
Весь портрет погружён в глубокую густую и одновременно прозрачную тень. Но глаза всё ещё выражают напряжённую работу мысли.
В последние годы своей жизни Левицкий значительно меньше писал. Исследователи его творчества связывают это не только с болезнью глаз, но и с ощущением фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он всё больше сознавал, что участвует в каком-то огромном обмане. Его всё больше тянуло к одиночеству, чтению и размышлениям. Осенью 1787 г. он пишет прошение об уходе из Академии художеств.
Д. Левицкий умер в 1822 г. в возрасте 87 лет, почти забытый как художник. Но потомки ценят его как художника высочайшего класса, сумевшего вывести русское портретное искусство в Европу и мир. Он был одним из наших первых гениев портрета.



http://www.palitra.co/post/282

http://www.nearyou.ru/levit...


Автор фильма сопоставляет две фигуры разных эпох, предметом творчества которых стала история Государства Российского XVIII века. Экскурсию по залам Третьяковской галереи ведёт кинорежиссёр, Народная артистка России Светлана Дружинина. В центре её внимания - лица, глядящие с полотен выдающегося портретиста эпохи русских императриц Дмитрия Левицкого.




Дружинина Светлана Сергеевна - родилась 16 декабря 1935 года в Москве.Кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актриса.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (14.12.1989).
Народная артистка РФ (1.11.2001).

В 1955 году окончила хореографическое училище ГАБТа, в 1960 году — актёрский факультет (мастерская Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова), в 1968 году — режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Игоря Таланкина).

Академик Петровской академии наук и искусства.

11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В.В. Путина на Украине и в Крыму.

Супруг — оператор, народный артист России Анатолий Мукасей (род. 1938).


ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Орден Почёта (3.04.2006).
Орден Дружбы (9.01.2012).
Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2002).


http://www.kino-teatr.ru/ki...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх