27 марта - Всемирный день театра (пост Карины Зурабовой)
Всемирный день театра: размышления по поводу
Пролог: обращаясь к классике
«Ты артист, твоё место – в буфете!»
«Мы спим, господа, так будем же благодарны избранным людям, которые изредка пробуждают нас и напоминают нам о том идеальном мире, о котором мы забыли».
Это всё Островский. Отец русского театра. Он знал, о чём говорил – и о месте в буфете, и об идеальном мире.
«Любите ли вы театр?...как люблю его я?..» - это Белинский, как известно. Идеальный зритель.
«Умоляю вас, разлюбите Вы, пожалуйста, сцену! Современный театр - это сыпь, дурная болезнь городов... Любить её - это нездорово»
«...театр, повторяю, спорт и больше ничего... в театр, как в школу, без которой нельзя обойтись, я не верю...» – а это весьма известный русский драматург, А.П.Чехов.
На него я ссылаюсь, когда говорю, что не люблю театр. На самом деле, никому я этого не говорю, конечно, – неудобно.
Действие 1.
Немного личного.
О театр! Родной тбилисский Театр Оперы и балета!.. Моя бабушка-балерина работала там репетитором, и раннее детство моё проходило в репетиционном зале: я, трехлетняя, сидела на лавочке и жевала бутерброд, а балеринки крутили фуэте и прыгали «па-де-ша», стуча пуантами. Конечно, пересмотрела все балеты во всех возможных составах, а «Жизель», «Дон-Кихот» и «Лебединое озеро» выучила практически наизусть. И запахом артистических уборных – пудры, канифоли, пыли и земляничного мыла – надышалась на всю жизнь. И ничего прекраснее балета на сцене не представляю, потому что его язык понятен мне с детства. Наверное, балет, танец – это и есть древнейший театр (хотя за достоверность не ручаюсь).
А что же «обычный» театр, драматический? Как это я смею его не любить? Да просто я жду – чуда. Вот входишь в зал в трепетном настроении, садишься в кресло и ждёшь, когда поднимется занавес или хотя бы погаснет свет в зале и – начнётся… Что должно начаться? Не знаю. Чудо. Чтобы я стала жить - тем, что происходит – там. Волновалась, хохотала, огорчалась, влюблялась… А это так редко бывает. Ну очень редко! Для меня это случалось в основном в Театре Камбуровой, ну и несколько раз еще где-то. Это я говорю про последние двадцать лет.
А по-настоящему театр начался для меня, когда в 14 лет папа повез меня на зимние каникулы в Москву. И десять дней мы каждый вечер ходили в театр! И почти всё было - чудом! И «Фигаро» в Сатире, и «Балалайкин» в Современнике, а на Таганке мы посмотрели аж пять спектаклей: «Доброго человека», «Антимиры», «Час пик», «Галилея» и «10 дней, которые потрясли мир». «Гамлета» тогда еще не ставили.
Наверное, папа не ожидал такого эффекта, но после тех каникул я решила поступать на актёрский. Правда, всё обошлось. Но откуда была такая страсть в 1974 и некоторое равнодушие – в 2016? Должно быть," за время пути собака могла подрасти"? В смысле, сейчас восприятие несколько изменилось? Конечно, и это тоже. Но и театр был иным. К нему тогда очень серьезно относились. И ходили туда не просто так. Да взглянуть на живого Смоктуновского или Доронину – все равно что сейчас в Париж слетать!
Действие 2.
Нет, плохо я знаю нынешний театр. С «современными концепциями», «новыми технологиями» и нравственной раскрепощенностью. Но просмотрев старые рецензии, вижу: чудо – было!
Был удивительный спектакль по удивительной пьесе Стоппарда «Аркадия» - его поставил С.Голомазов в театре на Малой Бронной. Юные и прекрасные актеры – Данил Лавренов и Антонина Шеина разжигали такой костер эмоций и интеллекта. Был не менее удивительный – и совсем на «Аркадию» не похожий – спектакль в Школе современной пьесы «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное». Его сочинили Гришковец вместе с Райхельгаузом, и весь он построен на узнаваемости, весь состоит из импровизации, абсолютно правдив и гуманистичен.
Много ходила в молодежные театры – в московский ТЮЗ и в РАМТ. Тюз практически авторский театр – Кама Гинкас и Гета Яновская ставят совершенно особенные свои спектакли, и у них я видела чудесного «Черного монаха» и «Грозу» - очень люблю артиста Ясуловича, а он там звучит громко и неожиданно. И в РАМТе много чего пересмотрела, а необычная постановка «Чехов-гала» по рассказам и водевилям А.П.Чехова давала полный спектр эмоций – и мыслей, и переживаний.
Финал.
Как же грустно прийти в театр и проскучать (в лучшем случае!) два часа!.. И ведь не угадаешь!.. Поэтому хожу с большой осторожностью.
Под занавес.
А насчет того, что ВЕСЬ МИР – ТЕАТР – оно конечно. И мы играем в свое удовольствие. Когда я надеваю бархатный берет, то веду себя несколько иначе, чем когда заматываюсь в цыганскую шаль. А уж если случится потанцевать… А когда переписываемся в «Манускриптах» - тоже ведь берем на себя определенные роли… Так что, с праздником, друзья! С Днем Театра! Театр вечен, пока вечен мир.
Пролог: обращаясь к классике
«Ты артист, твоё место – в буфете!»
«Мы спим, господа, так будем же благодарны избранным людям, которые изредка пробуждают нас и напоминают нам о том идеальном мире, о котором мы забыли».
Это всё Островский. Отец русского театра. Он знал, о чём говорил – и о месте в буфете, и об идеальном мире.
«Любите ли вы театр?...как люблю его я?..» - это Белинский, как известно. Идеальный зритель.
«Умоляю вас, разлюбите Вы, пожалуйста, сцену! Современный театр - это сыпь, дурная болезнь городов... Любить её - это нездорово»
«...театр, повторяю, спорт и больше ничего... в театр, как в школу, без которой нельзя обойтись, я не верю...» – а это весьма известный русский драматург, А.П.Чехов.
На него я ссылаюсь, когда говорю, что не люблю театр. На самом деле, никому я этого не говорю, конечно, – неудобно.
Действие 1.
Немного личного.
О театр! Родной тбилисский Театр Оперы и балета!.. Моя бабушка-балерина работала там репетитором, и раннее детство моё проходило в репетиционном зале: я, трехлетняя, сидела на лавочке и жевала бутерброд, а балеринки крутили фуэте и прыгали «па-де-ша», стуча пуантами. Конечно, пересмотрела все балеты во всех возможных составах, а «Жизель», «Дон-Кихот» и «Лебединое озеро» выучила практически наизусть. И запахом артистических уборных – пудры, канифоли, пыли и земляничного мыла – надышалась на всю жизнь. И ничего прекраснее балета на сцене не представляю, потому что его язык понятен мне с детства. Наверное, балет, танец – это и есть древнейший театр (хотя за достоверность не ручаюсь).
А что же «обычный» театр, драматический? Как это я смею его не любить? Да просто я жду – чуда. Вот входишь в зал в трепетном настроении, садишься в кресло и ждёшь, когда поднимется занавес или хотя бы погаснет свет в зале и – начнётся… Что должно начаться? Не знаю. Чудо. Чтобы я стала жить - тем, что происходит – там. Волновалась, хохотала, огорчалась, влюблялась… А это так редко бывает. Ну очень редко! Для меня это случалось в основном в Театре Камбуровой, ну и несколько раз еще где-то. Это я говорю про последние двадцать лет.
А по-настоящему театр начался для меня, когда в 14 лет папа повез меня на зимние каникулы в Москву. И десять дней мы каждый вечер ходили в театр! И почти всё было - чудом! И «Фигаро» в Сатире, и «Балалайкин» в Современнике, а на Таганке мы посмотрели аж пять спектаклей: «Доброго человека», «Антимиры», «Час пик», «Галилея» и «10 дней, которые потрясли мир». «Гамлета» тогда еще не ставили.
Наверное, папа не ожидал такого эффекта, но после тех каникул я решила поступать на актёрский. Правда, всё обошлось. Но откуда была такая страсть в 1974 и некоторое равнодушие – в 2016? Должно быть," за время пути собака могла подрасти"? В смысле, сейчас восприятие несколько изменилось? Конечно, и это тоже. Но и театр был иным. К нему тогда очень серьезно относились. И ходили туда не просто так. Да взглянуть на живого Смоктуновского или Доронину – все равно что сейчас в Париж слетать!
Действие 2.
Нет, плохо я знаю нынешний театр. С «современными концепциями», «новыми технологиями» и нравственной раскрепощенностью. Но просмотрев старые рецензии, вижу: чудо – было!
Был удивительный спектакль по удивительной пьесе Стоппарда «Аркадия» - его поставил С.Голомазов в театре на Малой Бронной. Юные и прекрасные актеры – Данил Лавренов и Антонина Шеина разжигали такой костер эмоций и интеллекта. Был не менее удивительный – и совсем на «Аркадию» не похожий – спектакль в Школе современной пьесы «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное». Его сочинили Гришковец вместе с Райхельгаузом, и весь он построен на узнаваемости, весь состоит из импровизации, абсолютно правдив и гуманистичен.
Много ходила в молодежные театры – в московский ТЮЗ и в РАМТ. Тюз практически авторский театр – Кама Гинкас и Гета Яновская ставят совершенно особенные свои спектакли, и у них я видела чудесного «Черного монаха» и «Грозу» - очень люблю артиста Ясуловича, а он там звучит громко и неожиданно. И в РАМТе много чего пересмотрела, а необычная постановка «Чехов-гала» по рассказам и водевилям А.П.Чехова давала полный спектр эмоций – и мыслей, и переживаний.
Финал.
Как же грустно прийти в театр и проскучать (в лучшем случае!) два часа!.. И ведь не угадаешь!.. Поэтому хожу с большой осторожностью.
Под занавес.
А насчет того, что ВЕСЬ МИР – ТЕАТР – оно конечно. И мы играем в свое удовольствие. Когда я надеваю бархатный берет, то веду себя несколько иначе, чем когда заматываюсь в цыганскую шаль. А уж если случится потанцевать… А когда переписываемся в «Манускриптах» - тоже ведь берем на себя определенные роли… Так что, с праздником, друзья! С Днем Театра! Театр вечен, пока вечен мир.
Свежие комментарии