На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • сергей
    Что есть то есть. Аналогов его голосу и песням нет и не будет в обозримом будущем разве что его реинкорнация появится.ДЕМИС РУССОС — ЧЕ...

Винсент Ван Гог.Часть 2

Винсент Ван Гог. Часть 2.

Ван Гог и Гоген

"Два месяца, проведенные Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном в Арле, стали одной из самых драматических страниц в мировой истории искусства.
Они познакомились за несколько лет до этого, и Ван Гог, всегда склонный очаровываться людьми, быстро попал под влияние старшего товарища, тем более что Гоген был не прочь и покрасоваться, и изобразить покровительство.

Но глубинного согласия между ними не было. Ван Гог загорелся идеей организовать братство художников на юге Франции, Гогена же юг не привлекал, да и братству он предпочитал группу под собственным предводительством.
Творческие манеры художников тоже были разными. Гоген «синтезировал», выстраивая картину по памяти. Ван Гог же вдохновлялся природой на пленэре. Гоген искал гармонии, равновесия, даже эстетской утонченности, Ван Гог кипел эмоциями и едва успевал выплескивать на холст все образы, которые рождались в его душе.
Но оба чувствовали отчаянное одиночество и надеялись развеять его, устроив совместную жизнь в Провансе. Гоген шел на это неохотно, откладывал, обставлял условиями, но в конце концов уступил натиску друга и в конце октября 1888 года переехал к нему в Арль.
«Столкновение Гогена и Ван Гога в эти арлезианские недели было драматическим столкновением двух людей, которых разделяло всё, которые были полярны в своем искусстве: один жесткий, упрямый, сознательный эстет с изысканным воображением, классик-варвар, другой не менее упрямый, но увлекаемый страстью, исполненный бурь и порывов, который сжигал себя в творчестве, точно в пламени костра.
Деспотичный догматик, замкнутый в своем всепоглощающем творческом «я», Гоген вещал, распоряжался, пытаясь согнуть своей волей волю другого.
И Винсент повиновался. Повиновался из чувства дружбы, потому что боялся потерять Гогена. Но он повиновался, ропща. Он непрерывно спорил, возражал, иногда ненадолго вспыхивая гневом» (А. Перрюшо)
Иллюстрацией к разнице авторских стилей могут служить картины, написанные художниками одновременно и на одну тему.
Сначала они обменялись автопортретами.


Поль Гоген. Автопортрет. 1888
Гоген волей-неволей выдал двойственность своего характера: одна половина его лица смотрит на зрителя свысока, в то время как другая выдает усталость и растерянность.


Ван Гог. Автопортрет. 1888

Ваг Гог же видит себя натурой цельной и сильной.


«Ночное кафе» Винсента Ван Гога — это, по его собственному выражению, место, где можно умереть или сойти с ума.


Поль Гоген. Кафе в Арле. 1888
Гоген же трактовал тот же интерьер как плоскость, покрытую декоративными цветовыми пятнами. В его картине нет ни следа от того отчаяния, которым пронизана работа голландца.


Поль Гоген. Портрет Ван Гога. 1888
Портрет Ван Гога, пишущего подсолнухи, произвел на самого Винсента тягостное впечатление. «Это я, но только сошедший с ума».
А вот портрета Гогена голландец не написал. Зато сумел изобразить его отсутствие, выразив свое щемящее чувство одиночества. Вместо друга — пустое кресло с горящей свечой.


Ван Гог. Кресло Гогена со свечой и книгой.
Столкновение натур, столь же сильных, сколь разноречивых, привело в конце концов к бурной ссоре. Гоген бежал в Париж, а Ван Гог оказался в психиатрической лечебнице"... Марк Сартан.


Ван Гог. Автопртрет с отрезанным ухом. 1889


Ван Гог. Автопртрет с отрезанным ухом. 1889

Сен- Реми (1889-1890)
Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве "модели" ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г. Доре он создал свое оригинальное полотно "Прогулка заключенных" (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность.


Гюстав Доре. Острог. 1872


Ван Гог. Прогулка заключённых. 1890
"Прогулка заключенных" Ван Гога - одна из самых мрачных картин о том, что нет выхода из тупика, где жизнь подобна замкнутому кругу.


Звёздная ночь. 1889
«Над мирно спящим селением царит грозная бездна ночного неба. Месяц и звёзды окружены громадными сферическими ореолами, волна неведомого света прокатывается над горизонтом, а выше мчится. Делая двойной изгиб, млечно-голубая крутая спираль. Художник представляет небо вечно кипящим котлом мироздания – работающим космосом. Гигантский кипарис, как чёрный костёр, как жертвенник, соединяет землю с небом, уходя вершиной в гущу созвездий. Земной ландшафт в этой картине соединяет признаки провансальского юга и нидерландского севера: горная гряда, кипарисы и оливы принадлежат югу. Но деревенские дома и церковные шпили напоминают о родине Ван Гога – Голландии. Всё больше им овладевала ностальгия».
Овер (1890)
В мае 1890 года, Ван Гог покинул Сен-Реми, пробыв там ровно год, и переехал в Овер, на севере Франции, близ Парижа. Жить один в Голландии он не мог, а в Овере находился под наблюдением доктора Гаше, друга многих художников.


Церковь в Овере. 1890
«У меня уже сделано полотно с деревенской церковью, на котором здание выглядит лиловатым на фоне неба - яркого, глубоко-синего чистого кобальта; окна цветного стекла похожи на пятна ультрамарина; крыша лиловая, а местами оранжевая. На переднем плане кусочек цветущей зелени и розовый в солнечном свете песок. Это почти то же, что этюды со старой башней и кладбищем, которые я делал в Нюэнене, за исключением того, что цвет теперь, вероятно, более выразителен, более богат”. Винсент Ван Гог


Гаше считал Ван Гога излечившимся: припадки не повторялись уже несколько месяцев. Но страх перед их возобновлением, мучительная тревога за будущее, своё и семьи брата, сломили неукротимый дух Ван Гога. В июле 1890 года он застрелился. За несколько дней до смерти был написан его прощальный, последний шедевр – «Вороны над полем пшеницы».


Слепящее золото поля, грозовая синева неба, чёрные птицы бурной лавиной обрушиваются на встревоженные ветром хлеба. Дорога среди колосьев делает зигзаг и обрывается – у неё нет продолжения. Кажется, никогда мазок Ван Гога не был таким решительным и энергичным, а цветовые контрасты – такими прямыми сигналами переживания.

Бог - это мигающий маяк, который то вспыхивает, то гаснет. Сейчас мы несомненно переживаем такое мгновение, когда он погас. Как хотелось бы мне, чтобы нашлось нечто такое, что успокоило и утешило бы нас, что помогло бы нам не чувствовать себя виновными и несчастными и идти по жизни не страдая от одиночества, не сбиваясь с пути, ничего не боясь и не рассчитывая лихорадочно каждый свой шаг, которым мы, сами того не желая, можем причинить зло нашим ближним! Я хотел бы стать таким, как чудесный Джотто, который, по словам его биографа, вечно болел, но всегда был полон пыла и новых мыслей. Как я завидую его уверенности, которая в любых обстоятельствах делает человека счастливым, радостным, жизнелюбивым!" (Винсент Ван Гог)
«Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка…» (Ван Гог)

Для Тео Ван Гога смерть брата была ударом, от которого он так и не смог оправиться. Через три месяца он, всегда уравновешенный, рассудительный и сравнительно благополучный, внезапно лишился рассудка и вскоре умер, пережив старшего брата всего на полгода. В 1964 году на их родине был открыт памятник работы скульптора Цадкина: две фигуры, идущие тесно прижавшись, поддерживающие друг друга».
Нина Дмитриева


Осип Цадкин. Винсент и Тео Ван Гог
В посте использованы тексты Нины Дмитриевой, Марка Сартана, Валерия Прокофьева, Анри Перрюшо...

http://vangogh-world.ru/
http://gallerix.ru/storeroo...
http://impressionnisme.naro...

Ссылка на первоисточник
наверх